22 ноября 2018 г.

ГЛАВА II.Кавказская овчарка: «её родня и национальная принадлежность»

ИЗ  ИСТОРИИ КАРАЧАЕВСКИХ КАВКАЗСКИХ И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК
АХМАД САЛПАГАРОВ (2011-2012)

ГЛАВА II
Кавказская овчарка: происхождение, родня, "национальная принадлежность"
1. Об ареале распространения  КО и САО и об их потерянных собратьях
2. Общий район возникновения или общий район распространения?
3. Близкородственность КО  со среднеазиатской и турецкими овчарками
ключ для определения  народа-создателя кавказской овчарки
4. Типы кавказской овчарки или  почему М.Ф. Мазовер не назвал основной карачаевский тип  КО
5. Справка: о значении слова "карачаевский".
6. Кто мог содержать кавказскую овчарку ?
7. Карты территории распространения 
тюрко-монгольских овчарок и типов кавказской овчарки с 3 века по 18 век
8. Примечания
9. Источники
1. Об ареале распространения  КО, САО и об их исчезнувших собратьях
(Для простоты и сокращения текста  далее кавказскую овчарку будем по начальным буквам обозначать  КО и соответственно среднеазиатскую овчарку обозначать САО)
Археологи часто находили кости собак разных видов и пород, разделённых не только пространством, но и многими тысячами лет.  В связи с этим историки пришли к выводу, что народы и племена  приручили и разводили собак  разных пород и независимо друг от друга. К этому можно добавить, что приручение собак стало необходимостью многие тысячелетия назад  на суровых территориях не пригодных для устойчивого земледелия, но удобных для разведения домашних животных.
Ввиду лучшей изученности последних 1700-2000 лет уточним ареал распространения среднеазиатской и кавказской овчарок на этот период времени. Также, разведение собаки определённой породы как минимум 1700 лет  достаточен для признания авторства народа его разводившего. 
В нашей статье со ссылками на многие источники неоднократно подчеркивается, что рассматриваемые нами пастушьи собаки являются неотъемлемой частью животноводческо-кочевнического и скотоводческого  типа хозяйствования. В связи с этим будет правомерным рассматривать ареал распространения пастушьих молоссоидных собак как ареал распространения  животноводческо-кочевнического  и скотоводческого типа хозяйствования. 
С такой точки зрения можно смело утверждать, что к периоду включения территории Кавказа в Российскую империю ареалом распространения кавказской овчарки было как минимум всё пространство  между Черным и Каспийскими морями с прилегающими территориями.  
Не будет ошибкой добавить, что с 7 века, со времени раннего средневековья  вплоть до 15-16 веков, до времени присоединения степных территорий к земледельческой России  кавказская овчарка была распространена до Поволжья, по северному и западному Причерноморью. Недаром крашская (югославская) овчарка считается очень близкой к кавказской овчарке. Такое утверждение, верно хотя бы потому, что в 7 веке из Кавказа на Поволжье и Дунай переселялись кочевые скотоводческие племена булгар-тюрок. Средневековые булгары/болгары - в числе предков современных чувашей, казанских татар-жителей Поволжья, болгар-славян жителей Балкан и карачаевцев/балкарцев-жителей Кавказа.  Одно из названий современных карачаевцев/балкарцев "балкар"- это ногаизация (кипчакизация), т.е. более твердое произношение от древнего исходного "булгар/болгар".
Для среднеазиатской собаки ареалом  распространения были и есть территории среднеазиатских тюркских государств  и Уйгуристана (Китай) с прилегающими территориями. 
География  наибольшего распространения  двух близкородственных пород собак охватывает  степную зону Евразии с прилегающими по окраинам  лесостепными, горными и полупустынными  районами. Это районы разведения пяти основных  видов скота: овцы, козы, лошади, крупного рогатого скота и в меньшей степени верблюда. Большую часть этих районов издревле занимали животноводческие  тюркские  племена, меньшую часть на востоке  монгольские племена. Да и современное население огромной  территории под названием Центральная (Средняя) Азия составляют тюркские народы: казахи, туркмены, узбеки, киргизы, уйгуры. До освоения русскими и украинцами вся западная  часть степной зоны была населена тюрками-скотоводами – болгарами, ногайцами, татарами. Большая часть этих тюрок  влилась в состав русских, украинцев. В более ранней истории, в первом тысячелетии на территории европейской зоны были известны древние тюрки-животноводы –гунну, авары, болгары, хазары, аланы, кумане, печенеги, кипчаки. ( см. приложение Карты)  И в настоящее время по окраинам этого района Европы расселены сохранившиеся потомки перечисленных тюрок; на юге кумыки, карачаевцы/балкарцы, ногайцы, на западе крымские татары и гагаузы, на востоке казахи, на севере чуваши и казанские татары.
При определении ареала распространения овчарок в этой статье под названием "кавказская овчарка или среднеазиатская овчарка"  подразумеваются  не известные овчарки стандартизированные в 20 веке.  А подразумевается несколько близкородственных  пород и подтипов этих пород, существовавшие в прошлом, которых условно объединяем и условно называем известными сегодня  именами САО и КО.  Безусловно,  на территориях распространения КО и САО наряду с ними  в прошлом были распространены несохранившиеся или неизвестные, но родственные им породы и/или подтипы пород  КО и САО. Например, несохранившаяся татарская овчарка Поволжья.
О существовании  в прошлом разных кавказских (карачаевских) пород овчарок и их подтипов  свидетельствует  история, фольклор и лексика карачаево-балкарского народа. У карачаевцев сохранились названия и описания  древних пород овчарок: "эгер"- охотничья овчарка, "мамучар"- волкодав. А от одного из подвидов карачаевской пастушьей овчарки  "самыр"- произошла известная сегодня кавказская овчарка  (подробно см. 3 главу).
Например, в своей работе посвященной восстановлению карачаевского (кавказского) волкодава, известный собаковод из Малого Карачая Шамиль Дотдаев на основе многолетнего сбора данных по этой теме указывает на разведение  в прошлом карачаевскими чабанами овчарок с разными рабочими качествами, разного веса и вида, короткошерстных и длинношерстных овчарок.  Шамиль Дотдаев подчеркивает, что порода кавказская овчарка была выведена в 1940-1947годы из длинношерстной  карачаевской овчарки  известным советским кинологом А.П. Мазовером. Из нескольких подвидов карачаевской (кавказской) овчарки был выбран длинношерстный подвид  с рабочими характеристиками, отвечающими требованиям охранных и сторожевых функций, необходимых сталинскому режиму на тот период времени, известный карачаевцам как «самыр или кош ит».  Вспомним, что сталинские лагеря большей частью были расположены в суровых северо-восточных районах страны. Другие типы карачаевской (кавказской) овчарки были отвергнуты как не соответствующие требованиям сталинской системы лагерей. Например, короткошерстная, более подвижная и выносливая карачаевская (кавказская) овчарка, настоящая пастушья  собака с более крепкой конституцией осталась невостребованной.  Также Ш. Дотдаев подчеркивает, что до 1940 годов термина "кавказская овчарка"  не существовало.
(Шамиль Дотдаев, "Карачаевский волкодав - Кавказский волкодав"
на  сайтах: reos.ru/REOS/giep/giep.nsf/html/KAVKAZSKIIVOLKODAV-POCHEMU
и  rustrico.ru/volkodav)
О существовании  разных типов  среднеазиатской овчарки нам свидетельствуют наличие современных казахской (тёбет), туркменской (алабай), уйгурской, узбекской (нуратауская), памирской (таджикской), афганской, иранской и исчезнувших  татаро-башкирских типов.  Также, существуют незарегистрированные  породы киргизской и тувинской овчарок.  Можно смело прогнозировать появление пород собак в скором времени с названиями идентичными названию народов Центральной Азии, а может и Кавказа.
Для своего читателя, сомневающегося в существовании отдельных пород овчарок и подтипов внутри известных пород на территории Кавказа и Центральной Азии, приведу  простое сравнение.  
Например, на территории Пиренейских гор и прилегающих районов  распространены пять! пород горных пастушьих овчарок: испанский мастифф и пиренейский мастифф (Испания), пиренейская горная собака (Франция), эштрельская горная собака, каштру-лаборейрская собака, алентужуйская сторожевая (Португалия). Район Пиренейских гор с прилегающими равнинными территориями по площади не превышает 130-150 тыс.кв.км. и меньше площади  горного и равнинного  Кавказа в 4 раза! Вот и получается, что на территории, превышающей Пиренеи  в 4 раза распространена одна порода овчарки, а в Пиренеях распространены 5 пород!
Площадь Центральной Азии ок. 5 млн.кв.км. (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Уйгуристан, Кыргызстан) превышает площадь Пиренейских гор в десятки раз! Но на этих огромных территориях распространена  якобы только одна САО. Таким образом, площадь животноводческой территории Кавказа и Центральной Азии, на которой были распространены наши две породы в десятки раз превышает площадь Пиренейских гор на территории которого распространены пять пород пастушьих молоссоидных собак. В связи с указанным соотношением количества пород и площади территорий, наше утверждение о наличии разных подтипов пород САО и КО и/или других близких к ним пород  в прошлом (и в настоящем?) на огромной евразийской территории не может вызывать сомнений.
В то же время представляется, что предки современных САО и КО  в прошлом были распространены на всей евразийской животноводческой территории и ее окраинах  вместе с промежуточными подтипами и родственными породами. Вероятнее всего,  КО как длинношерстная и потому более приспособленная к морозу собака, распространена была чаще в холодных и высокогорных районах. А короткошёрстная САО и короткошерстный тип КО были распространены  в степных  районах.
Далее нужно обязательно сказать об ареале распространения КО и САО в период последних 100-150 лет. Район распространения САО не очень изменился и сохранился в почти древних границах, т.к. народы,  разводившие пастушьи собаки, сохранились на  территории Центральной Азии и сохранили животноводческий тип хозяйствования. Но участь кавказской овчарки была иной. Национальный состав и форма хозяйствования в европейской животноводческой  зоне сильно изменились  в связи с включением её в состав Российской империи. В степной зоне ко времени включения в состав России в своих  государствах Астраханское и Крымское ханства, Большая Ногайская и Малая Ногайская орды жили в большинстве своем ногайцы и татары и в малом количестве джунгары-калмыки. Для них основным видом хозяйствования было кочевничество и отгонное животноводство. Тюрки-животноводы сопротивляющейся частью были уничтожены или изгнаны в Казахстан и Османскую империю (а калмыки в Монголию), а большей частью ассимилированы русскими. Равнинные степные районы  постепенно перешли на  земледельческий  тип хозяйствования, а животноводческий тип сохранился только в горах или полупустынях. А с заменой отгонного или кочевнического овцеводства домашним свиноводством потребность в пастушьих собаках полностью отпала. Естественно такой переход не был одномоментным, а растянутым на многие столетия.
На крутых склонах гор невозможно заниматься земледелием. Однако же склоны гор удобны для занятий животноводством. Только в связи с подобным изменением образа жизни и способа хозяйствования ранее в Европе (на Пиренеях) и позже в России (на Кавказе) получилось так, что пастушья молоссоидная овчарка сохранилась только в горных районах. Поэтому то и назвали европейцы пастушью молоссоидную собаку – горным типом овчарки (Mountain type). Хотя  в древности пастушьи собаки большей частью были распространены в степных зонах и меньшей частью в горной местности. К 30-40 годам 20 века пастушья молоссоидная собака - кавказская овчарка в чистом виде сохранилась в горах Центрального Кавказа у горных тюрок- исконных животноводов карачаевцев/балкарцев. Переходные типы между КО и САО сохранялись в междуречье Волга-Урал и в прилегающих районах, например у караногайцев, животноводов полупустынь  по границе  Дагестана и Калмыкии.
В конце  статьи хочу привести документальное  свидетельство  о распространении кавказских овчарок  на равнинных районах Кавказа.  Выдающийся турецкий летописец и путешественник  Эвлия Челеби  в описании своего путешествия по Северному Кавказу  в 1666 г упоминает   «собак, подобных львам»   живущих у черкесов (тюрок). А они носят    «черное узкое платье…из сученой шерсти  черного барана». Черкесы-шегаке (тюрки) в то время жили совместно с ногайским племенем  чобан между Кубанью и Анапой, т.е. на равнине.   То, что черный кавказский баран  из шерсти которого черкесы-тюрки изготовляли черную одежду - есть карачаевская порода овцы, а стерегущие их «собаки, подобные львам» -  кавказские (карачаевские)  овчарки у меня сомнений не вызывает, но требует  дополнительных доказательств для моего  читателя.  Этим мы и займемся в следующих статьях этой главы. Но тут же приведу два  бесспорных факта:
1. наличие только у карачаевцев карачаевской породы овцы, которая является единственной овцой на Кавказе с  преимущественно  чёрной шерстью  в отличии от остальных пород  кавказских овец. Карачаевская овца к тому же очень похожа на южно-караманскую турецкую овцу.
2. называние  энциклопедическим словарем Брокгауза (1897г) карачаевцев –  «карачеркесами  т.е. могучими черкесами». ( Чуть подробнее по теме «собак, подобных львам» и черкесов-шегаке в Примечании 1., а по карачаевским овцам в Приложении 1 )

2. Общий район возникновения или общий район распространения?
Северной географической границей большого Кавказа и Центральной Азии является река Волга. И по всей вероятности район междуречья Волга-Урал или Волга - Дон является  прародиной кавказской и среднеазиатской овчарок. Однако, если мы отказываем  нашим собакам в общей родине, то никак не можем отказать им в том, что именно в районе междуречья Волга-Урал или Волга-Дон происходил длительный контакт между предками современных кавказской и среднеазиатской овчарок, предопределивший их сходство в будущем.
Согласно  совместных исследований  археолога И.М.Мизиева и историка К.Т. Лайпанова  район Волго-Уралья является  местом где "люди начиная с XIII тыс. до н.э. впервые стали одомашнивать диких животных" (стр.17). Археолог  И.М.Мизиев и историк К.Т. Лайпанов  утверждают, что "на рубеже IV-III тысячелетия до.н.э. сформировалась степная, так называемая древнеямная или курганная культура". 
(К.Т. Лайпанов,  И.М.Мизиев. О происхождении тюркских народов.  Черкесск 1993, С.20,  ISBN 5-7796-0006-6)
Далее авторы в своей книге доказывают, что создателями древнеямной культуры  IV-III тысячелетия до н. э.  являются прототюрки, первой родиной которых было  междуречье Волга-Урал. Однако в настоящее время не все историки принимают точку зрения о волго-уральской прародине тюрок, оставаясь на старых позициях об алтайской прародине тюрок. Но вместе с тем все историки сошлись во мнении, что пратюрки гунну (в китайских источниках хунну) свое наступление в 4 веке на Европу начали из района междуречья Волга-Урал. Хунну или гунну животноводческий древнетюркский (пратюркский) народ и движение их в Европу проходил через Северный Кавказ. Выдающийся русский историк Лев Гумилев, гордившийся своим  тюркским происхождением, утверждал, что народ гунну, прибывший из глубин Азии, прожил с 2 века по 4 век в междуречье Волга-Урал.
(Лев Гумилев. История народа хунну. Т. 2. М 2002. С. 325-398 ISBN 5-17-011965-8)
Таким образом, если даже ставить под сомнение выводы Мизиева и Лайпанова, но на основании утвердившегося мнения  русских и европейских ученых о двухсотлетнем  пребывании гунну в 2-4 веках в районе Волга-Урал можно отсчитывать общую историю кавказской и среднеазиатской овчарок со времени появления гуннов в этом районе. А с учетом тюркоязычности гуннов и участия их в этногенезе всех тюркских народов Евразии связь КО и САО с последующими тюркскими животноводческими народами не должна вызывать сомнений.

3. Близкородственность КО  с среднеазиатской и турецкими овчарками
ключ для определения  народа-создателя кавказской овчарки
Авторы многочисленных кинологических статей сошлись во мнении о близкородственности кавказской и среднеазиатской овчарок. Также выше приводилось авторитетное мнение о близкородственности кавказской овчарки с анатолийским карабашем. Подобные выводы основаны на большой близости  анатомического строения, внешнего вида и характеров  этих овчарок.
Часть из кинологов делает  неубедительные попытки приписать кавказскую овчарку некоторым кавказским (чеченцам, адыгам, дагестанцам и др.), иранским (осетинам), грузинскому и  армянскому  народам. Некоторые из них в качестве основания для  таких выводов считают достаточным упоминание собак в древнеармянских и древнеиранских летописях. Однако же одного лишь упоминания собаки в древних летописях недостаточно для придания кавказской овчарки тому или иному народу. Потому что неизвестно в каком качестве или контексте и какой породы собака упоминалась в летописи, и  не было ли перерыва в разведении собаки данным народом. Кроме того есть народы, не имевшие в прошлом письменности (северные народы России) или не сохранившую древнюю руническую письменность (тюрки России), но которые будучи охотниками и животноводами  с древнейших времён до сего дня разводят собак.
Близкородственность КО и САО  предполагает наличие у них общего предка или наличие  длительных  контактов между данными овчарками. Исходя из этого следует признать, что близкородственность  КО и САО могли обеспечить народы, имевшие долговременные  связи между собой. Для определения народа, сыгравшего главную роль при создании кавказской овчарки ответим на простые вопросы.
1.  Проживал ли кавказский или армянский или иранский народ  одновременно на Кавказе и Центральной (Средней) Азии, на территориях распространения кавказской и среднеазиатской овчарок?
Ответ будет отрицательный. Кавказские и иранский (осетины), грузинский и армянский народы в течении последних двух тысячелетий одновременно не занимали территории Кавказа и Центральной Азии. Даже на территории Кавказа кавказские народы, грузины, армяне и осетины - все вместе взятые занимали и занимают третью  часть площади Кавказа, т.е. около 160 тыс.кв.км из общей площади Кавказа в 500 тыс.кв.км.
Однако  всю степную и предгорную часть территории  Кавказа и Центральной Азии занимали тюркские племена животноводов (ногайцы, казахи, туркмены и др.). Тюрки также жили по всей горной части Кавказа смешанно с остальными народами. Вместе с этим, тюрки компактно, т.е. отдельно проживали на Центральном Кавказе (предки карачаевцев/балкарцев) и на Восточном Кавказе (предки кумыков и азербайджанцев). На  территориях Кавказа и Центральной Азии в течении последних  2000 лет жили  булгары, хунну и др. тюркские  народы.  Постоянные и длительные контакты близкородственных тюркских народов объясняют близкородственность среднеазиатской и кавказской овчарок. Поэтому претензии представителей нетюркских народов на кавказскую овчарку как на созданную и выращенную их народом следует признать необоснованной.
2.Известны ли истории в течении последних двух тысяч лет бесспорно установленные перемещения из Кавказа в Среднюю Азию и обратно  иранских, кавказских и армянского народов? 
Снова ответ будет отрицательным. Однако истории известны массовые перемещения-походы пратюркского народа гунну в  4 веке через Северный Кавказ от Волги до Рима, вызвавшее  «великое переселение народов»! А к Волге гунну прибыли из северных районов Великой китайской стены. Гуннские перемещения 2-4 веков охватывали всю равнинную степную зону Евразии,  от восточного до западного её края! Из тех же районов Азии татаро-монголы и другие тюрки в 13 веке добрались до территории современной Венгрии! В татаро-монгольских армиях 90-95% состава были представители тюркских народов. Поэтому древнерусские летописцы на первое место ставили татар в словосочетании «татаро-монголы».
Армии тюрок  в 2-4 веке и в 13 веке перемещались не отдельно, оторвавшись от своего народа, а со своим скотом, СОБАКАМИ и со своими семьями, которые шли следом отдельным обозом. Армии древних тюрок без своих семей, скота и собак, идущих следом за ними попросту не выжили бы в многомесячных походах или обустройстве на новом месте. Факт переселения и походов пратюркского народа хунну-гунну в начале нашего летоисчисления  показывает что, во-первых, подобные перемещения меньшего размера могли быть и намного ранее, во-вторых, в последующие столетия интенсивность перемещений и контактов между тюрками Евразии только возрастала. Естественно контакты и взаимодействие племен и народов сопровождались контактами их собак и обуславливали близкородственность их собак в последующем. 
Тут я привел только два примера признаваемого историками  похода-перемещения. На самом деле перемещения тюркских племён в западном и восточном направлениях на евразийских пространствах в течении последних двух тысячелетий попросту не прерывались. Нет надобности, удлинив нашу статью, перечислять другие тюркские перемещения по Евразии. Поэтому ограничимся упоминанием  неоспариваемыми историками гуннских и татаро-монгольских перемещений на большие расстояния (дополнительно см. ниже карты и читай прим.)
Из этого следует, что постоянные и длительные контакты близкородственных тюркских народов объясняет близкородственность среднеазиатской и кавказской овчарок. За последние две тысячи лет истории не известны массовые перемещения (или переселения) армян, кавказцев, иранцев  по территории Евразии, по территории распространения обоих овчарок. Поэтому претензии представителей нетюркских народов на кавказскую овчарку как на созданную и выращенную их народом следует признать необоснованной.
3. Известны ли истории государства  иранцев или кавказцев или армян занимавшие территорию всего Кавказа или бОльшую часть Кавказа? Нет, таких государств на Кавказе не было. Перечисленные народы как было указано выше,  все вместе занимали 1/3 от территории Кавказа.  Однако в 7 веке было основано государство булгар/болгар (предков карачаевцев/балкарцев) - Великая Кавказская Булгария (или Болгария), которая заняла весь Северный Кавказ.  А с конца 7 века разбив булгар, до 10 века весь Кавказ объединила Хазария. Ближайшими потомками хазар являются  карачаевцы/балкарцы, кумыки и азербайджанцы и частично казахи. Восточные границы Кавказской Булгарии (7в.) и Хазарии (10в) доходили до Аральского моря, т.е. до географической середины Средней Азии.  Таким образом, распространение кавказской овчарки по всему кавказскому региону, также близость кавказской и среднеазиатской овчарок  объясняется наличием в древности Кавказской Булгарии и Хазарии, объединивших  на три века бОльшую часть территории распространения САО и КО. То есть все три века предки среднеазиатской и кавказской овчарок не только перемешивались между собой, но и распространялись по всему Кавказу. Если наследниками хазар можно признать многие тюркские народы, то на кавказское булгарское наследство претендуют исключительно карачаевцы-балкарцы, сохранившие до наших дней свое древнее название «болгар-болкар-балкар».
Булгария и Хазария (7-10вв) и последующие крупные тюркские государства: Золотая Орда (13-14вв), Крымское и Астраханское ханства (14-16вв), Малая Ногайская Орда (16-18вв) занимавшие или контролировавшие бОльшую часть  Кавказа также исключают претензии представителей нетюркских народов на кавказскую овчарку.
Стоит также упомянуть Тюркский Каганат (5-6вв) раскинувшийся от Алтая на востоке и до Днепра на западе или  Золотую Орду (13-15вв) почти в тех же границах, включавшие в себя степные районы Северного Кавказа.
После распада Золотой орды на малые ханства вплоть до включения их в состав Российской империи и в последующем связь между тюркскими народами Кавказа и Средней Азии, их контакты между собой не прерывались. Последним массовым перемещением тюрок Кавказа (ногайцев Малой Ногайской Орды) со своими стадами и собаками следует признать их изгнание на стыке 18-19 веков из равнинных плодородных районов Северного Кавказа в Казахстан и Османскую империю. Ногайцы были связующим звеном  между Кавказом и Центральной Азией.
Беспрерывное чередование тюркских государств (каганатов, ханств, бийликов, шамхальств) указывает на  политическое и экономическое доминировании тюркских народов на кавказском пространстве. Ничего подобного за последнее два  тысячелетия  у кавказских народов, армян и осетин не было. Только грузины смогли сохранить, да и то на малой части современной Грузии, вассально зависимое от Османской империи, маленькое грузинское царство.
К концу 19 века на Кавказе только малая часть  ногайцев сохранилась в зоне рискованного животноводства в полупустынных районах, расположенных на стыке границ  Ставропольского края и Дагестана. А кумыки большей частью сменили животноводческий тип хозяйствования на земледельческий тип. И только карачаевцы/балкарцы смогли сохранить до 1943 года, до времени необоснованного сталинского выселения свою этническую территорию проживания и горный животноводческий тип хозяйствования, соответственно и свои молоссоидные пастушьи овчарки.
Подчёркивая близость и родство между КО и САО, нужно вспомнить о близости КО и САО с турецкими овчарками  кангалом, карабашем и акбашем. Сами турки, упоминая свое переселение на Малую Азию из территории современного Туркменистана, указывают на родство своих собак со среднеазиатской овчаркой и еще большую родственность своих собак между собой. Снова обращаю внимание на географию. Кавказская овчарка на севере соседствовала с САО, а на юге с турецкими породами овчарок (карабаш, кангал, акбаш). Принадлежность среднеазиатской овчарки к тюркам животноводам Центральной Азии т.е. казахам и туркменам не вызывает споров. Принадлежность кангала, карабаша, акбаша к тюркам животноводам Анатолии т.е. современным туркам также не вызывает споров. Так какому же народу может принадлежать кавказская овчарка, находящаяся между анатолийскими и среднеазиатскими овчарками и родственная им?  Какой народ родственен тюркам животноводам Центральной Азии и тюркам животноводам Малой Азии (Анатолии). Этот народ - карачаевцы, родственный северным и южным тюркам и географически расположенный  между ними!
Но  в настоящее время центрально-кавказский тюркский массив  (карачаевцы/балкарцы) отделен от южного тюркского массива территорией Грузии. И потому  контакты карачаевских кавказских овчарок с турецкими овчарками кажутся на первый взгляд неочевидными. Однако же вспомним, что 16-18 веках Черное море было внутренним морем Османской империи и потому по всему периметру Черного моря отношения и связи были межтюркскими. Столица Абхазии в прошлом была турецкой крепостью Сохум-кала и центром турецкого вилайета. Для горцев из Тебердинского и Архызского ущелий Карачая требовались всего сутки для того чтобы через Санчарский и Клухорские перевалы перегнать в Сухуми крупный рогатый скот или лошадей, продать их, закупить необходимые товары и вернутся домой. Для перегона и продажи овец и возвращения домой требовались полторы-две стуки. Более того связи с турецкой крепостью Сохум-кале потдерживали и более отдаленные районы Карачая (Балкарии). На  факт связи знаменитой породы карачаевской овчарки «басхан парий» с турецкими овчарками указывают ростовские авторы побывавшие в Баксанском ущелье в 1930г.
«О балкарских собаках следует сказать слово. Они представляют собой породу так называемых кавказских овчарок. Балкарцы называют их «парий» и собственных кличек не дают. Но что означает слово, никто объяснить не мог. Лет  100-120 тому назад из Турции вместе с коровами и овцами была вывезена пара собак в Баксанское ущелье.»
(Ф. и М. Перебийнос. В теснинах Кавказа. По Балкарии и Сванетии. Ростов-на-Дону. 1930.  С.30)
Таким образом, контакты между турецкими  и карачаевскими овчарками прервались только в начале 19 века с уходом турок из Сухум-кале и переходом Абхазии под протекторат России. В пользу длительного контакта между кавказской и турецкими овчарками говорит также следующий исторический факт. С принятием ислама, в течении 17-19 столетий  карачаевцы-мусульмане через Сохум-Кале, по территории Османской империи совершали паломничество в Мекку. Этот же путь использовался и для торговли.
(А начало тюркским переходам из Кавказа в Малую Азию положили гунны в 4 веке своим походом в Анатолию и Сирию см. ниже в статье «Карты походов тюрок с комментариями» карту английского историка A. Thompson. Связи северокавказских тюрок (болгар, хазар, алан, кипчаков и др.) с анатолийскими тюрками (сельджуками, огузами и др.) имеют многовековую и непрерывную историю).
Этот краткий исторический экскурс  позволяет сделать бесспорный вывод о том, что близкородственность КО, САО и турецких овчарок явилась результатом постоянных и длительных контактов народов, разводивших этих собак. По этой причине  сохранялась близость между перечисленными пастушьими собаками, прежде всего между САО и КО. 
На основании вышеизложенного,  напрашивается очевидный вывод, что претензии представителей нетюркских народов на кавказскую овчарку как на созданную и выращенную их народом несостоятельны. Кавказская овчарка, подобно среднеазиатской овчарке и анатолийским овчаркам, является результатом тюркского животноводческого типа хозяйствования и постоянных контактов между собой тюрок! Тюрками, потомками древних тюркских  народов Кавказа и Азии являются карачаевцы-балкарцы. Да к тому же в отличии от большинства своих соседей карачаевцы/балкарцы, являясь выдающимися животноводами, имеют собственные древние породы животных- карачаевскую лошадь и карачаевскую  овцу. Спутником карачаевской овцы и карачаевской лошади извечно была кавказская (карачаевская) овчарка! В период пребывания в депортации карачаевцев-балкарцев в 1943-1957гг в Средней Азии и Казахстане карачаевские породы коров и коз  были утеряны, а карачаевская порода овчарки была записана как кавказская овчарка.

4. Типы кавказской овчарки или
почему М.Ф. Мазовер не назвал основной карачаевский тип  КО
Главным авторитетом и первым исследователем и создателем современного стандарта КО является А.П. Мазовер. Нет ни одной серьезной статьи, посвященной КО, в которой не существовало бы ссылки на А.П. Мазовера. Также и в этой части своей  статьи будем  опираться на его работы и описания типов кавказской овчарки.
В книге «Отечественные породы служебных собак» под редакцией  М.Ф. Андреева со ссылкой на опубликованные в 1954г  работы А.П. Мазовера,  выделены типы кавказской овчарки.  «Распространившись на огромной территории, кавказские овчарки разных регионов приобрели некоторые отличительные черты, образовав внутрипородные типы. Близкородственное разведение закрепило в потомстве  эти различия…».  Далее авторы книги выделяют грузинский, азербайджанский, армянский и дагестанский  типы кавказской овчарки, а в прошлом еще и татарский и курдский типы. На следующей странице книги назван армянский тип или же  армяно-турецкой разновидностью кавказской овчарки. Со ссылкой на другого автора  Е.А. Моль, авторы книги выделяют также степной тип кавказской овчарки, отличающейся от горной более квадратным туловищем, более легкой  конституцией, более высокими ногами,  с более короткой, но густой шерстью.
Андрианова Н. Г., Дубровская В. М., Иванова Т. М. и др. Отечественные породы служебных собак.  С.-Пб. 1992, С. 62-63. ISBN 5-86466-015-9
Армяне в своих вечных спорах  с азербайджанцами, называя  последних «тюрками-кочевниками» считают, что животноводство в т.ч. и овцеводство  постыдным делом для армянина-ремесленника или торговца.  Собаководство в древности было  незаменимой частью животноводства и овцеводства и  не существует ни одной древней армянской породы овцы. Единственная армянская порода овцы - полугрубошерстная порода создана в середине 20 века. Кроме того, в тюркских ханствах Южного Кавказа и провинциях восточной Анатолии армяне составляя от 10 до 25 % населения,  являлись в течении многих столетий  экономически и политически зависимым меньшинством. На основании перечисленных фактов можно  утверждать,  что  армянских овчарок до 20 века не было. Однако тюрки Южного Кавказа и Восточной Анатолии как минимум 1100 лет имея политическое  и экономическое  господство и составляют большинство  населения этого региона и потому  будет верным назвать  «армянский или турецко-армянский тип КО»  турецким типом КО. Переименование турецкого типа КО А.П. Мазовером в турецко-армянский (или армянский) тип следует рассматривать как не объективный факт, а как вынужденное следование им «генеральной линии политики большевиков»  в прошлом столетии.
Грузинский тип выделяется  массивным костяком, крупным ростом и удлинённым туловищем, длинношерстного однотонного зонарно-серого окраса.
Азербайджанских два типа- первый горный приближен к грузинскому. Второй степной более высоконогий, с крепким костяком, с сухой мускулатурой, часто встречаются квадратного формата. Окрас рыжий, темно-палевый, иногда пятнистый, шерсть короткая.
Дагестанский тип- более квадратный, чем в Грузии, с крепким костяком, сглаженными углами задних конечностей, встречаются любого окраса.
Турецкий тип - (в книге назван армянским или армяно-турецким), встречается в северо-восточных провинциях Турции и  Армении. Длинношерстный тип, отличается от других типов более мелким ростом и коротким туловищем.
Ногайский тип ( в прошлом ногай-калмыцкий тип). Сохранившаяся до последнего времени у ногайцев и туркмен Ставрополья и Дагестана  кавказская овчарка, имеющая выраженные признаки  САО. В 17-18 веке включал в себя, калмыцкий подтип, а может и отдельную породу. Сегодня установить невозможно. Калмыцкий  подтип (или порода?) откочевала в конце 18 века вместе с большинством калмыков в Монголию, остаток калмыцких овчарок смешались с основным  ногайским типом.
Курдский тип- считается исчезнувшим. По всей вероятности, находясь по границе соприкосновения кавказской овчарки с турецкими анатолийскими овчарками, представлял переходный тип между ними.
Булгаро-татарский тип. Исчезнувший тип кавказской овчарки, распространённый в прошлом  в среднем Поволжье у булгар и татар. Разновидность карачаевского типа.
Карачаевские типы.
Карачаевский горный:
Тип кавказской овчарки, ставший современным эталоном. (Карачаевские овчарки до 1943-1944г. включали все перечисленные типы, за исключением ногай-калмыцкого типа и курдского типа. В следующей главе даны сведения по всем типам и породам карачаевских кавказских овчарок.)  Тут я сошлюсь на сведения известного исследователя и заводчика кавказской (карачаевской) овчарки Шамиля Дотдаева. Согласно выводам  Ш.Дотдаева именно из длинношерстного типа карачаевской овчарки А.П. Мазовер в 1940-1947гг вывел современный стандарт КО. Он подчеркивает, что до 1940 годов термина "кавказская овчарка"  не существовало. Из нескольких подвидов карачаевской (кавказской) овчарки Мазовером был выбран подвид  с рабочими характеристиками, отвечающими требованиям охранных и сторожевых функций, необходимых сталинскому режиму на тот период времени.  Вспомним, что сталинские лагеря большей частью были расположены в суровых северо-восточных районах страны.
Карачаевский горностепной и степной  (или карачай-ногайский) тип.
Степной подтип считается исчезнувшим. Горно-степной тип в Карачае возрождается. Именно тот тип, который  был отвергнут Мазовером,  как неподходящий для выполнения охранно-сторожевые функций для сталинских лагерей и заводов.  Данный тип отличался от длинношерстного типа большей подвижностью и выносливостью и более крепкой конституцией. Данный тип есть настоящая пастушья овчарка, является короткошерстным и чуть крупнее остальных типов кавказской овчарки. Среди всех типов кавказской овчарки имел наибольшую территорию распространения, охватывавшей степную зону современных Украины, России и Крым. Часть названия «карачай» означает принадлежность овчарки предкам карачаевцев – древним булгарам, аланам, хазарам, куманам, проживавшим  на юго-востоке Европы с 2 века д.н. эры до 14 века, а часть «ногайский» показывает принадлежность овчарки ногайцам, бывших с 14 по 18 века,  господствующим народом в степях юго-востока Европы. Именно этот тип считался в Карачае (Балкарии) основным, универсальным типом карачаевской кавказской овчарки - пастушьей собаки.
(Дополнительные пояснения  о значении слова «карачаевский»  в следующей статье.)
В данном случае называя, тип карачаевским понимаем, что точно также его могут назвать татарским или ногайским. Но  в отличии от татар и ногайцев, появившихся на Кавказе  в 13 веке– карачаевцы во 1-х являлись исконными жителями Кавказа, во 2-х сохранили  степной и горный типы кавказской овчарки до недавнего времени, в 3-х  сохранили животноводческий образ жизни и в 4-х свою этническую территорию. Поэтому  карачаевцы имеют преимущественное право называть древнюю кавказскую овчарку и его горный, горно-степной и степной типы  своим именем, вкладывая в название  «карачаевская (кавказская) овчарка»  древнетюркский смысл и историю, который объединяет современных татар-ногайцев, кумыков, карачаевцев-балкарцев и их кавказских предков.
В древности (4,5, 6веках) степной (или горностепной)  тип кавказской овчарки имел разные подтипы, одни из которых вместе с тюрками степей исчезла, другие вместе с тюрками (гуннами, болгарами и аланами) эмигрировали в Европу и приняли участие в возникновении и становлении европейских молоссоидных пород.
Возможно также что, карачай-ногайский тип, булгаро-татарский тип и азербайджанский степной тип  есть  разные типы или подтипы  одной большой горностепной (или степной) породы кавказской овчарки, отличавшиеся только географией распространения и незначительными чертами. Думается  более точная дифференциация на типы и подтипы это задача будущих исследователей.
Однако теперь ответим на вопрос нашей статьи «почему М.Ф. Мазовер не назвал основной карачаевский тип  КО», из которого он сам вывел современную породу кавказской овчарки.
Он, выделив на Южном Кавказе как минимум  четыре типа КО- грузинский, азербайджанский, армяно-турецкий и исчезнувший курдский, а азербайджанский тип еще и поделив на два подтипа- горный и степной, не назвал карачаевский или иной  северо-кавказский тип. (Дагестанский тип не в счет, т.к. дагестанские народы занимали только горную часть, ок. 40% современного Дагестана, т.е. ок. 15-20 тыс. кв. км. и были многие столетия в зависимости от кумыкских шамхалов (ханов). Дагестанский тип очень близок к описанным выше тюркским степным (и горностепным) типам  кавказской овчарки.)
Между тем, до включения в состав России  территория Северного Кавказа, ввиду  многократного превышения  его площади над Южным Кавказом, являлась местом наибольшего распространения  КО. 
Объяснение такому поступку первого и главного исследователя кавказской овчарки заключается в том, что в 1943-1957г., т.е. в период публикаций  его работ карачаевцы (балкарцы)  находились в депортации в Средней Азии и Казахстане. И А.П. Мазовер, будучи честным человеком, не стал карачаевскую овчарку приписывать другим кавказским народам, но и назвать овчарку карачаевской  или упомянуть карачаевский тип, рискуя своей свободой, тоже не смог.  
Для сведения читателей,  имя карачаевцев было вычеркнуто даже из второго издания Большой Советской Энциклопедии (1949-1957гг).  Учитывая,  что в 1943-1957г. карачаевцев-балкарцев официально как бы и не существовало,  если кавказская овчарка принадлежала бы какому-нибудь соседнему с карачаевцами народу (кабардинцам, абхазам, осетинам, черкесам), то А. П. Мазовер  непременно её приписал  бы одному из них или хотя бы назвал  именем соседнего народа большой северо-кавказский тип  кавказской овчарки!
На фоне тотального присвоения кабардинскими и осетинскими «учеными» истории  и культуры  карачаево-балкарского народа, оставшимися в 1943-1957гг бесхозными,  поступок А.П. Мазовера  выглядит достаточно благородно. ( дополнительно см. примечание 2. об аресте за книгу «Карачай».)

Исследователи кавказской овчарки должны учитывать, что в 1942г  перед оккупацией немцами Кавказа  колхозный скот Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии  перегнали в Грузию, Осетию и Дагестан, т.е. на территории, бывшие под контролем советских войск. Вместе со скотом, с овцами  перегонялись и карачаевские овчарки. После ухода немцев и возвращения основного количества скота и овчарок, часть из них осталась на новых местах. Через короткое время безвинный карачаево-балкарский народ, состоящий из детей, женщин, стариков был преступно выселен сталинским режимом из родных домов в холодные и голодные степи Средней Азии. БОльшая часть мужчин призывного возраста были на фронте или в трудовой армии.  Автор статьи от разных  очевидцев этой трагедии слышал почти одинаковый рассказ о дне депортации. Общим местом в воспоминаниях было описание жалобного рева недоенных коров и невыносимого завывание собак, осиротевших и голодных, чувствовавших вместе с хозяевами общее горе и боль. Сохранились воспоминания очевидцев о  том, как некоторые особенно преданные собаки до последнего дыхания гнались за грузовиками, увозящих карачаевцев.
В следующий год - два овчарки Карачая и Балкарии большей частью были уничтожены, ввиду  запустения территории, одичания собак, непризнания овчарками  новых хозяев, непонимания характера овчарок новыми жителями карачаево-балкарских территорий.
Таким образом, к моменту описания Мазовером  карачаевской кавказской овчарки, сам  горный карачаевский тип официально оказался не только безымянным, но и на грани  полного исчезновения. Но весь парадокс в том и стоит, что исчезающий тип усилиями Мазовера не только сохранился, но и стал эталон кавказской овчарки. Но до сего времени эта часть истории карачаево-балкарского народа и карачаевской (кавказской) овчарки не была известна большинству российских читателей и пришло время рассказать правду о том, кому принадлежал тип овчарки, ставший эталоном КО.
Ни авторы цитируемой выше книги, ни А.П. Мазовер не исследовали  типы кавказской овчарки и другие породы овчарок в их связи с породами овец. Однако как  две ладони одного человека накладываются друг на друга, точно также упомянутые выше типы кавказской овчарки (грузинский, азербайджанский, дагестанский, карачаевский) накладываются  на существующие одноименные древние кавказские  породы овец!!!
Эти породы являются  грубошерстными и  мясо-шестно-молочными, т.е. дают одновременно  мясо, шерсть и молоко.
На Кавказе кроме карачаевской овцы существуют родственные ей  
грузинские (тушинская и имеретинская),
дагестанские (андийская и лезгинская),
азербайджанские (карабахская и ширванская)  породы овец.
Таким образом, выделенные типы кавказской овчарки накладываются на свои родные одноимённые породы овец. Это дополнительное доказательство связанности овчарок  с овцеводством и дополнительное подтверждение существования карачаевского типа овчарки.
На Кавказе  вместе с одноимёнными типами овчарки и породами овец существуют одноименные породы лошадей –карачаевская, мингрельская (грузинская), карабахская  (азербайджанская). Как видно, у дагестанского типа кавказской овчарки отсутствует сопровождавшая ее своя  порода лошадей, что снижает шансы дагестанского типа овчарки для признания её древней и основной.
Все кавказские породы овец родственны между собой и имеют много общего.  Однако карачаевская порода овцы  по сравнению с грузинскими и дагестанскими породами более близка к карабахской породе овец в Азербайджане и южно-караманской  породе овец в Анатолии (Турция).  Хотя географически между этими тремя породами находятся грузинские породы овец. Родственность карачаевской овцы с южно-караманской овцой и карабахской овцой поверх головы грузинских пород овец свидетельствует в пользу признания главным типом кавказской овчарки карачаевский тип овчарки,  сопровождающую карачаевскую овцу.  Если бы карачаевская и южно-карачанская овца были бы ближе к грузинской овце, чем между собой, то тогда следовало бы считать грузинскую овцу более древней овцой по сравнению с ними. Но география такова, что приходится считать древней или карачаевскую овцу или южно-караманскую овцу и соответственно овчарку их сопровождавшую, но не грузинскую овцу и овчарку ее сопровождавшую. (дополнительно об овцах читай в отдельном Приложении 1.)
Кроме того в грузинском языке помесь кавказской овчарки с другой собакой называется  «bashkia». А это слово, похоже  является заимствованным словом из карачаевского (тюркского) языка  «bashga- башха/башка»  т.е. «другой, отличающийся, неглавный», в котором корень слова «баш»- голова, главный.  Но в карачаевском языке нет «собачьих» заимствований из грузинского языка.  
А самое главное, держателями других  типов кавказской овчарки и родственных ему пород  САО и анатолийских овчарок являются родственные карачаевцам тюркские народы, расположенные  как по периметру границ Грузии, так и на больших отдалениях от неё. Последнее обстоятельство также исключает возможность признания грузинского типа овчарки главным типом при наличии северо-кавказского (карачаевского) типа овчарки. Как было указано выше, северо-кавказский тип (карачаевский горный и степной)  имел в прошлом намного большую площадь распространения, нежели грузинский тип.

5. Справка о значении слов "Карачай и карачаевский"  
Данная работа посвящена истории кавказской (карачаевской) овчарки, насчитывающей тысячелетия.  В Российскую Федерацию входит как субъект федерации, образованная в 1922г., Карачаево-Черкесская Республика. Из общей площади республики в 14 кв.км., выделившаяся Карачаевская автономная область в 1936-1943г составляла 11 тыс.кв.км. Наши современники, исходя из этой реальности, под названием Карачай подразумевают только  часть Карачаево-Черкесской Республики, а карачаевцами называют  исконное  население КЧР. Однако в нашем исследовании  под названием Карачай подразумевается не нынешний Карачай и его население, а средневековый Карачай и его население. Поэтому в этой работе слово "карачаевский" имеет более широкое историческое и этническое значение, отличное от современного.
Средневековый Карачай, существовавший с начала 15 века до начала 19 века, был намного больше современного Карачая и включал в себя территории современных Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской  Республики и примыкающий к ним  Кавминводский регион Ставропольского края, занимая более 30 тыс.кв.км. Обозначенная территория  Карачая была коренной частью Алании, Алания являлась частью Кавказской Булгарии ( или Балкарии), а затем и победившей её Хазарии, Кавказской Кумании и Золотой Орды. После уничтожения Тамерланом Алании в 1396г., государственность Алании восстановилась в «Барс эль Карачай т.е. барсов (алан)  народ (эль)  Карачай» в 1428г  и просуществовал до принятия российского подданства в 1828гг. Карачай был единственным субъектом истории Северного Кавказа, который вошел в состав Российской империи в 1828г. по Договору и с учетом своих условий сохранения внутреннего самоуправления и шариатского суда.
(В.А. Потто.  Кавказская война Т.5  Ставрополь 1994. С.337-338)
Ни один кавказский народ, за исключением карачаевцев, азербайджанцев и грузин не входил в состав России по Договору. Данное обстоятельство указывает  на их более высокое общественно-государственное развитие.  Исторический факт договорного вхождения этих народов в состав России совпадает с тем, что только у них имелись свои породы овец, лошадей, коров и свои типы кавказской овчарки.
Слово «карачаевец (къарачайлы)» до включения в состав России означало не этническое, а географическое понятие,  было производным от названия территории  «Карачай» и обозначало жителя Карачая. И только после сталинского раздробления всех тюрок Российской империи на малые народы и обозначения части Карачая  Балкарией- «карачаевец» превратилось в понятие этническое. А другая часть жителей Карачая были названы балкарцами (болкарами), именем  только одного из своих древних предков.  
Карачаевцы и балкарцы до сих пор являются единым народом, с единым языком, единой духовной и материальной культурой, с общими объединяющими самоназваниями - этническим «алан» и географическим «таулу т.е. горец, житель гор».
 Таким образом, в нашей книге под названиями "карачаевская (кавказская) овчарка", "карачаевская овца", “карачаевская лошадь” понимается принадлежность их не только современным карачаевцам, но современным балкарцам.
В историческом понимании  «Карачай» есть название одной из областей,  вокруг реки Кубань,  древних тюрко-кавказских  государств Алании, Кавказской Болгарии, Хазарии и Кавказской Кумании, а современные карачаево-балкарцы, сохранившаяся часть алан, болгар (балкар), хазар и куман- жители области  Карачай. Балкары (болгары/булгары, как и аланы) упоминаются римскими и китайскими летописцами с 2 века д. н. эры. В этой книге слово Карачай понимается, как сохранившийся осколок древних тюркских народов, государств и животноводческих культур  Кавказа, такое же значение  вкладываем в слова «карачаевская (кавказская) овчарка», «карачаевская овца», «карачаевская лошадь».
В прошлом карачаевская животноводческая культура вместе с носителями этой культуры (гунну, болгары, аланы, хазары, куманы) занимала большую часть Северного Кавказа, иногда эмигрировала в Европу и Малую Азию, но сохранилась в своем древнем виде до 1943-44г  только в Центральном Кавказе (в районе современных Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и возможно Осетии).
В исходном буквальном значении слово «Карачай» есть догуннское,  алано-булгарское название реки Кубань и означает на языке алан-булгар (на карачаевском языке)  1.могучая река, 2. родниковая  чистая вода. Для сомневающихся в нашем утверждении добавлю - в Челябинской области существует озеро Карачай печально знаменитое как место хранения радиоактивных отходов, а в Азербайджане есть река Карачай, маленькая речушка Карачаевка на стыке областей Липецкой,Тульской и Рязанской! На территории Турции также есть несколько рек с названием Карачай.
Это соответствует действительности, ибо Кубань самая большая река Северного Кавказа, начинаясь от талых снегов и горных родников, обладает высокой чистотой.  Вторым вариантом названия народа гунну  было  гунман> кунман> куман. Гунну по-карачаевски «принадлежащий солнцу», т.е. солнцепоклонник, от слова «гун/кюн (gün/kün)» солнце.  С приходом гуннов на Кавказ в 4 веке, река Карачай стала называться по имени гунну – Гунман-Кунбан-Кубан. По правилам карачаевского языка Кунман, Кунбан, Кубан это одно и то же слово, производное от гунман-кунман. Куманы и Кавказская Кумания средних веков хорошо известны европейским летописцам. И в этом контексте «карачаевский»  равнозначен слову «кубанский». Поэтому объединяя древнее географическое значение  с современным этническим значением, параллельное называние  кавказской овчарки  «карачаевской овчаркой» вполне оправдано.
Пресекая любимые споры  кавказских интеллектуалов  последних лет о том, какой кавказский народ древнее, укажем на одно общепризнанное научное мнение. В 30 годах 20 века антропологи  Германии установили, что самый древний тип белого человека, сформировавшийся многие тысячелетия назад! живет на Центральном Кавказе. В связи с тем, что этим открытием пользовались расовые теоретики Германии, понадобилось 60 лет для  признания его учеными других стран. Но теперь это общепризнанный факт и в научной литературе словом «caucasian» принято называть белый расовый тип и только во вторую очередь жителя Кавказа. К «caucasian» по-русски «кавкасионам», относятся народы Центрального Кавказа – карачаевцы (балкарцы), осетины, ингуши, чеченцы, сваны и андийцы. (Сваны -маленькая субъэтническая группа грузин, андийцы маленький дагестанский народ ). Интересно, что современная этническая территория карачаевцев (балкарцев), многократно сократившаяся по сравнению с прошедшими тысячелетиями, все  равно превышает этническую территорию всех остальных кавкасионов вместе взятых.
 (см. Примечание 3)
Предлагаю своему читателю добавить информацию о древнем расовом типе карачаевцев (балкарцев) и о догуннском названии реки Кубан словом «Карачай»  как дополнительный аргумент в пользу принадлежности древней кавказской овчарки древним карачаевцам  и  против тиражирования  старых сочинений 19 века о якобы недавнем заселении карачаевцами Кавказа.

6. Кто мог содержать кавказскую овчарку ?
Если вышеприведённые доводы в пользу карачаевского происхождения кавказской овчарки  недостаточны, то  определение количества и стоимости корма необходимой для подобной собаки укажет на народ, создавший кавказскую овчарку.
Норматив корма служебной собаки, установленный еще советскими собаководами, составляет 500 грамм мяса в сутки. Более современные расчеты устанавливают  норматив 100 грамм мяса в сутки на 10 кг веса собаки, что также дает приблизительно те же полкилограмма мяса для кавказской овчарки. Изыскания  современных авторов с учетом не мясных добавок в рацион питания собаки будут немного отличаться от вышеприведённых  нормативов. Однако предметом данной работы является не установление  научного количества собачьего корма, а определение народа производителя кавказской овчарки. В прошлом в корма собак не добавляли растительных масел, муку, рыбу и т.д.  В те давние времена собака питалась исключительно мясными продуктами, т.е. тем, чем питался его хозяин животновод или охотник. В связи с этим за основу собачьего корма будем брать мясо, подобно тому, как оно было в прошлом.  Овчарка – это есть одомашненный волк! Рацион питания волка и рацион питания собаки  в прошлом принципиально не отличались, ибо это животные одного рода и вида. Посмотрим, чем питается волк в естественном состоянии. Цитаты  из книги «Энциклопедия млекопитающих бывшего СССР», статья «Волк» :
«В Беловежской пуще, по данным В. Ф. Гаврина и С. С. Донаурова (1954), в питании волков млекопитающие по числу встреч составляли 97,6%, птицы — 0,7 и растительные корма—1,1%.  Дикие копытные в рационе составляли 40,4%, из них кабан — 19,8%, косуля—14,8, благородный олень 5,7 и даже 0,1% — лось. ..
По данным исследователей, млекопитающие (дикие и домашние животные) занимают в питании казахстанского волка 97,5%... 
В Кавказском заповеднике волки тоже питаются в основном млекопитающими (90,3% встреч), из них копытные составляют 81,2% (Теплов, 1938)…» (см. прим. 5)
(Энциклопедия млекопитающих бывшего СССР
 на сайте- fauna.su/volk-pitanie.html )
Таким образом, исследования разных авторов показывают, что в трех разных регионах бывшего СССР мясо млекопитающих в рационе волка составляет от 90,3% до 97,6%. Оставшаяся часть приходится на птицу и растительные корма. В прошлом питание овчарки также состояло приблизительно в тех же пропорциях, что и у волка, возможно с небольшим уменьшением доли мяса за счет растительных отходов человеческого питания. Из этого следует что, в  питании собаки в прошлом мясо и мясные продукты составляли около 90% от общего объема корма. Подсчитаем, во сколько обходится современному человеку кормежка собаки мясом. Минимальная средняя цена мяса на январь 2012 г. (на время написания данной статьи) в городах Северного Кавказа  составляет 250 руб. за кг. Таким образом, собаке нужно ок.15 кг мяса за месяц, что стоит хозяину 3750руб. за месяц или 45 тыс. руб за год т.е. ок.1500 долларов США за год. Возможно, мой читатель возразит, что птичье мясо или мясные отходы мясокомбинатов дешевле мяса, продаваемого на рынках.
(Куриные отходы  - лапки, головы, шейки стоят 35-45 руб/кг, что в пересчете расходов на собачий корм составляет 600 руб за месяц или 7,2 тыс.руб за год. Что также  является  не лишними и не карманными  денежками  для рядового россиянина).
Однако в прошлом птицеводство не составляло конкуренции животноводству, так как птицы значительно хуже переносят низкие температуры. Разведение птиц вплоть до середины 19 века оставалось второстепенным занятием для животноводов и земледельцев. Птичье мясо стало дешевым в недавнем прошлом в связи с изобретением инкубаторов и других  технических достижений, используемых в современных фермах. Точно также дело обстоит отходами мясокомбинатов. В прошлом не было промышленного производства кормов для животных, которые уменьшают цену мяса, не было мясокомбинатов, холодильников для хранения мяса и  т.д. и т.п., и цена любого мяса была очень! высокой! Мы рассказываем о времени натурального хозяйства, господствовавшего даже у передовых народов до 18-19 веков. Если считать стоимость производимого мяса в трудозатратах, в человеко-днях и человеко-часах, то его стоимость в прошлом будет намного больше современных трудозатрат. То есть по ценам прошлых веков стоимость мяса будет намного больше современных  250 руб. за кг. Исходя из вышеперечисленных  обстоятельств, можно утверждать, что содержание кавказской овчарки в прошлом обходилось дороже, чем в настоящем. Именно этим обстоятельством объясняется факт того, что в земледельческих обществах прошлого больших собак содержали только люди богатые и знатные т.е. цари, князья, помещики и т.д. Но содержали они овчарок не по необходимости, а для удовлетворения своей страсти к охоте или к собачьим боям. Но не каждый сын или внук наследовал от богатого или титулованного отца страсть к охоте или к собачьим боям. Поэтому указания на каких-то царей, у которых были непонятно какие  собаки,  в качестве доказательства принадлежности кавказской собаки тому или иному народу не являются доказательством. А про абсолютное большинство населения земледельческих народов, состоящих из крепостных крестьян и рабов, и вовсе не стоит упоминать, т.к. бедным людям содержание больших собак было не по средствам и без особой надобности.
 В  этой связи интересно напомнить судьбу старо-английского мастиффа. Средневековая собака, вероятно тюрко-гуннского или тюрко-аланского происхождения, долгое время была очень  популярна у  английской знати. Многие столетия английский мастифф использовалась знатью как боевая и охотничья собака. Но как изменились условия войн (т.е.появление огнестрельного оружия) и прекращения активной охоты (т.е. королевский запрет на травлю-охоту собаками) старо-английский мастифф исчез! Считается что, английский мастифф восстановлен в середине 19 века. Однако это уже несколько другая собака.
Своему читателю предлагаю, примерив ситуацию к себе решить, что могло бы его заставить тратить 45 тыс. рублей или 1500 USD  в год на одну собаку. При этом снова подчеркиваю, что в прошлом из-за высоких трудозатрат на производство мяса его цена была в целом намного выше современных 45 тыс. руб в год. 
Оптимальной  считается отара численностью в 1000 овец, с 8-9 собаками. Хотя могут быть отары в 10 раз меньше и в 4 раза больше и соответственно с большим или меньшим количеством овчарок. Теперь любители присвоить кавказскую овчарку должны подсчитать  во сколько обходиться содержание в год минимальной собачьей стаи из 4 собак. Кто способен был  содержать дорогую в кормёжке собаку?
Таким образом, учитывая эти цифры и отвечая на заголовок нашей статьи, следует признать, что дорогую в кормёжке собаку мог содержать животноводческий народ, производящий мясо, не по прихоти своей знати, а по строгой жизненной  необходимости. Такой народ содержал овчарку  не 3-4 поколения, а все время своего существования, пока существует жизненная необходимость в овчарке. Ибо пастушья молоссоидная овчарка - это защитник, сторож и пастух его овец и других животных. Только у пастушьих свободных народов доходы (или выгоды) приносимые собакой превышали  расходы необходимые на содержание такой собаки! Ибо такие собаки охраняли овец и др. домашних животных от нападений волков. Только один волк, только за один раз, дорвавшийся до отары овец, может в азарте передушить  несколько десятков овец! Описаний подобных случаев в литературе много. Но кормление одной овчарки  стоило хозяину отары в среднем пять баранов  в год.
Больших молоссоидных собак могли содержать только небедные люди, у которых было достаточно мяса т.е. скота. Это были семьи или рода свободных сословий, свободных собственников. Только люди свободных сословий, т.е. привилегированных классов в отличии  от  зависимых сословий т.е.крепостных и рабов владели землей, овцами и скотом.
В свете вышесказанных расчетов и доводов количество претендентов на пастушьи овчарки мы ограничили представителями свободных животноводческих народов и их свободными сословиями. Таковыми на Центральном Кавказе были карачаевцы.
   виде приложения, в качестве доказательства  в конце книги на основе исторических документов 19 века показано какой народ в Центральном и Западном Кавказе имел наибольшее число представителей свободных сословий и наибольшее число овец на 100 душ населения. Читай приложение 1.)

7. Карты территорий распространения 
тюрко-монгольских овчарок и типов кавказской овчарки с 3 века по 18 век

С целью визуализации третьей и четвертой статей предлагаю ознакомиться картами
А. Карта распространения азиатских овчарок
Тюркские овчарки в Азии

I. Кавказская овчарка
II . Среднеазиатская  (центральноазиатская) овчарка  и ее типы
1. казахский тёбет
2. туркменский алабай
3. уйгурский тип
4. узбекские типы ( в т.ч. нуратауский тип)
5. иранский тип
6. памирский (таджикский)
7. афганский тип
III. Турецкие анатолийские овчарки
1. анатолийский карабаш
2. кангал (не зарегистрирована)
3. анатолийский акбаш (не зарегистрирована)
IV Монгольская овчарка (не зарегистрирована) и ее типы
1.  монгольский банхар
2. бурят-монгольский тип
V. Тибетская овчарка (мастифф)
VI. Алтай-тувинская овчарка (не зарегистрирована) и ее типы
1. алтайский тип (на грани исчезновения)
2. тувинский тип
VII. Киргизская овчарка (не зарегистрирована)

Б. Карта распространения типов кавказской овчарки

Типы кавказской карачаевской овчарки

1. карачаевский тип
2. карачай-ногайский тип ( имел подтипы степной  и горно-степной)
(степной не сохранился, горно-степной возрождается)
3. булгарский (или татарский) тип (не сохранился)
4. грузинский
5. дагестанский
6. ногайский  (или ногай-калмыцкий) тип
7. азербайджанский тип
8. турецкий тип (переименован в турецко-армянский)
9.  курдский тип (не сохранился)




8. Примечания:
Примечание 1.  В «Книге путешествия»  в  главе  «Описании огромной  страны Мамелюке, т.е. народа бузудук в Черкесстане» Э.Челеби  начинает рассказ с  черкесского  народа  шегаке, проживающего  между Анапой и Кубанью. Черкесы Челеби не имеют прямого отношения к современным адыгам-черкесам. В книге Челеби (1666г)  имена черкесов  названия их блюд  и напитков, их одежды и обычаев не являются  адыгскими, а являются тюркскими и присутствуют в современных тюркских языках. Кроме описываемых Челеби кавказских черкесов-мамелюке, также известны египетские черкесы-мамелюки, выходцы из Кавказа. Точное название в исходном карачаевском звучании  будет «мамлук – т.е. будущий волк, волчонок». Черкесы – мамлуки в период правления Египтом в 1382-1517гг.  издали более 10 мамлуко-арабских и арабо-мамлукских словарей. Среди этих словарей нет ни одного адыге-язычного словаря.  Ни одного! Хотя многие адыги продолжают считать мамлуков (мамелюко) адыгами-черкесами.  Все мамлукские словари - были тюркскими словарями! Почему-то современные адыги не довольствуются карачаево-русским или русско-карачаевскими словарями, а издают отдельные  адыго-русские словари.  Поэтому читателю нужно  различать тюрко-черкесов  прошлого и современных адыго-черкесов (адыгов), к которым  имя  «черкес» перешло  в конце 19века от  тюрко-черкесских родов  господствовавших над ними и окончательно закрепилось  за ними только в 1940 годах! Отсылаем  читателя за подробностями по теме  тюрко-черкесов и адыго-черкесов к своей  статье  в инете 
Из книги Э.Челеби  узнаем, что «черкесы шегаке кое-где составляют один народ с ногайцами племени чобан» (стр. 709),  живут родовыми кварталами по 10-20-40 домов, подобно родовым кварталам «тийре»,  сохранившимся в Карачае до 1943г,  «из длинных толстых бревен и прутьев делают азбаре, то есть двор, обнесенный плетнем, напоминающий крепость. Дома и все животные находятся в этом дворе-азбаре. Каждую ночь, приставив к дверям двойные подпорки и спустив с толстых цепей собак, подобных львам, они спокойно засыпают. Весь Черкесстан таков» (стр.713.) («Арбаз» по-карачаевски огороженный двор с домом).
 «Все [черкесы] носят черные ермолки из ворсистого фетра. Надев  черное узкое платье из тонкой [материи], вытканное, как плащ, из сученой шерсти  черного барана,  подпоясывают его кушаком.(стр. 725.) Поэтому включение нижнего течения Кубани в район распространения карачаевской (чёрной) овцы и его вечного спутника кавказской (карачаевской) овчарки является обоснованным. 
(Эвлия Челеби. Книга путешествия. Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века. Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М. Наука. 1979 (перевод: под ред. А. Д. Желтякова)). На сайте   vostlit.info/Texts/rus10/Celebi5/text2.phtml?id=7004)

Примечание 2. Известный общественный деятель Карачаево-Черкессии, составитель нескольких  книг карачаево-балкарских пословиц, поговорок и загадок А.Ч. Алиев, человек с феноменальной памятью, сообщил автору этих строк, что в конце 50 годов 20 века он оказывал материальную помощь русской женщине,  отсидевшей в тюрьме ТОЛЬКО за то, что в её доме НКВД-эшники случайно обнаружили историческую книгу «Карачай», выпущенную в 1927г. Книга  была обнаружена у жительницы г. Черкесска в конце 40 годов, в период депортации карачаевцев. Если уж могли посадить за книгу о Карачае, выпущенную большевиком и революционером У.Алиевым, соратником В.И.Ленина, никто не мог дать гарантии, что не посадят автора книги  за сообщение о карачаевцах и их карачаевской собаке в период их высылки из Кавказа. Вот почему А.П. Мазовер и другие авторы в 1943-1957г не упоминали карачаевцев и балкарцев вообще и в связи с кавказской карачаевской овчаркой в частности.
Примечание 3.  Как подтверждение вышесказанному  уместно упомянуть, что автор этих строк в 1991г на втором этаже Центрального Музея В.И.Ленина (сейчас Государственный исторический музей), расположенного на Красной Площади, на стенде имитирующей рабочий кабинет В.И.Ленина своими глазами видел карту Северного Кавказа с выделением  Карачая. На ленинской карте район Кавказских Минеральных Вод был выделен в бордовый цвет и обозначенный как «Внешний Карачай». Нынешний Карачай был выделен другим оттенком бордового цвета и назван как «Внутренний Карачай». Видимо, карта являлась отражением  ленинского проекта национального размежевания Кавказа, основанным на фактической истории, но впоследствии, отвергнутый  Сталиным.
Также малоизвестен факт, объединения по просьбе карачаево-балкарских коллаборантов германским командованием в 16.10.1942г  советских оккупированных областей Карачая и Балкарии в единый Карачай, а в 21.12.1942г присоединения  ими к Карачаю района Кавминвод.
(Ахмад Сылпагъар «Аланхазар сыры..»  г.Невиномысск 2010г. стр. 192-210, ISBN 9785895711842) 
В той же книге  на странице  175-181 приводится исходное значение названия «Карачай», которое мы дали выше и обосновывается, что  «Карачай»  выделял район 30 тыс.кв.км.  Центрального Кавказа от остальной алано-булгаро-хазарской территории и  многие столетия  имел географическое значение. А жителей Карачая называли «карачайлы», выделяя их от остальной родной алано-булгаро-хазаро-куманской среды, также  как сегодня жителя Москвы называют «москвич», выделяя его от остальной русской России.  Но в связи с тотальным уменьшением равнинного тюркского населения Северного Кавказа, с середины 19 века название Карачай постепенно закрепляется как  этническое название за сохранившимся горским тюркским,  преимущественно аланским населением.
Справка:
о первоначальном географическом  смысле слов «Карачай, карачайлы-карачаевский»,
об изначально  бОльшей территории  Карачая,
об указании в ленинской карте  других границ Карачая,
о воссоздание исторического Карачая в декабре 1942г,
имеют принципиальное значение для истории Кавказа, карачаево-балкарского народа и его самосознания, не нашли до сих пор отражения в работах  историков  и потому являются причиной включения справки в нашу статью.
Примечание 4:  Сравним протяженности границы по прямой линии по Кавказскому хребту разных народов Кавказа
1.Абхазии от морского берега  до границы с Грузией -170 км
2. от запада Карачая и до востока Балкарии  - 250 км,
3. от западной границы Осетии, через Ингушетию до восточной границы Чечни  ок. 200 км (вт.ч. Осетия меньше 100 км, Чечня и Ингушетия вместе меньше 100 км.).
4. от западной границы Дагестана до моря до г. Дербент (столица азербайджанского ханства в прошлом)  200 км,
или от западной границы Дагестана по хребту до границы Азербайджана 200 км
5. от западной границы Грузии (от Абхазии) до западной её до границы Азербайджана - 370км (в т.ч. Южная Осетия ок.50 км, т.о. чисто грузинской граница по хребту составляет - 320 км.)
6. от западной границы Азербайджана (от Грузии) до горы Ильхи-даг - 260 км (не доходя до моря до Сумгаита еще 40 км, которые мы не учитываем, хотя в случае с Абхазией и Дагестаном одной стороной границы было море).
Наибольшая протяженность грузинской границы по кавказскому хребту объясняется тем, что под названием «грузины»  в советское время  объединены разноязыкие и разно-диалектные картвельские народы- (сваны, рачинцы, тушины, хевсуры, кахетинцы, мингрелы  и т.д.)  Применимо к средневековому периоду понятие «грузины» соответствует понятиям славяне, тюрки, германцы.  Если брать же исторически однородную этническую группу (народ) среди картвелов подобно однородному карачаево-балкарскому народу, протяженность подобной границы и соответствующая площадь территории будет намного уступать территории карачаевцев-балкарцев и протяженности их высокогорной границы.
А если будем сравнивать  всю площадь, занимаемую картвельскими народами  с площадью занимаемой тюркскими  народами всего Кавказа или же сравнивать протяженность границы Кавказскому хребту, то сравнение будет  снова не в пользу грузин, а в пользу тюрок.
Русское название картвелов «грузин» заимствовано из черекского диалекта  карачаево-балкарского языка «гурзи», наиболее близкого к Военно-Грузинской дороге в Осетии (литературное «гурджю»). 
Применимо к древним породам овец или типам собак, о которых собственно и речь в нашей книге, понятие «грузинская порода или грузинский тип» равноценен понятию «тюркская порода или тюркский тип». Т.о. и география показывает предпочтительность тюркского происхождения кавказской овчарки.
Примечание 5. На минуту вернемся к главе I , к моим опровержениям  первородства тибетской овчарки.  Как  видно из цитат, олень и лось вместе  занимают всего 5,8% рациона волка. Тибетский як чуть крупнее оленя, но меньше лося. Минимальный объем оленя и лося в рационе волка 5,8% подтверждает  вывод в начале статьи о том, что  тибетский як «способен  самостоятельно, без помощи собак, защищаться от волков и более мелких хищников. Это значит, что якам особо не нужен защитник от волков в виде тибетской овчарки».  Потому что як по своим размерам, весу находится по середине между лосью и оленем и не может быть основной пищей волка ( всего 5,8%). И потому Тибет не может быть родиной пастушьей овчарки.  

9. Источники:
1. Шамиль Дотдаев, "Карачаевский волкодав - Кавказский волкодав"
на  сайтах: reos.ru/REOS/giep/giep.nsf/html/KAVKAZSKIIVOLKODAV-POCHEMU
и  rustrico.ru/volkodav
2. К.Т. Лайпанов,  И.М.Мизиев "О происхождении тюркских народов"  Черкесск 1993г.,  ISBN 5-7796-0006-6
3. Лев Гумилев двухтомник «История народа хунну» Москва 2002г  ISBN 5-17-011965-8 т. 2, стр. 325-398
4.  Ф. и М. Перебийнос. В теснинах Кавказа. По Балкарии и Сванетии. Ростов-на-Дону. 1930.  С.30)
5. Андрианова Н. Г., Дубровская В. М., Иванова Т. М. и др. Отечественные породы служебных собак.  С.-Пб. 1992, С. 62-63. ISBN 5-86466-015-9
6. (В.А. Потто.  Кавказская война Т.5  Ставрополь 1994. С.337-338)
7. «Энциклопедия млекопитающих бывшего СССР»  на сайте-
fauna.su/volk-pitanie.html
8. tobet.kz/index_rus.html
9. Эвлия Челеби. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века). Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М. Наука. 1979 (перевод: под ред. А. Д. Желтякова), также на сайте   vostlit.info/Texts/rus10/Celebi5/text2.phtml?id=7004
10. Устное сообщение Алиева Солтана Чорнаевича 1924г.рождения г.Кисловодск
11. Ахмад Сылпагъар «Аланхазар сыры..»  г. Невиномысск 2010г. стр. 192-210, стр 175-181  ISBN 9785895711842 

Комментариев нет:

Отправить комментарий