16 ноября 2018 г.

ГЛАВА IV Аланская карачаевская овчарка в Европе и Азии

ИЗ  ИСТОРИИ КАРАЧАЕВСКИХ КАВКАЗСКИХ И АЗИАТСКИХ ОВЧАРОК
АХМАД САЛПАГАРОВ (2011-2012)

ГЛАВА IV
Аланские овчарки в Европе и Азии
Оглавление
1. Об европейских овчарках алаунт и алано (Alaunt - Alano)
2. Ошибки профессора А.М. Малолетко  или об аланской карачаевской  породе собаки "эгер"
3. Среднеазиатский алабай и европейские алано-алаунт имеют аланский карачаевский корень
4. Источники 
Перемещение древнетюркских алано-гуннских овчарок в Европу в 4-5 веках вместе с гунно-аланами



Римскими цифрами обозначены районы распространения древнетюркских овчарок
I - кавказских древнекарачаевских-аланских овчарок
II- среднеазиатских гуннских (древнеказахских и древнетуркменских) овчарок

1.Об европейских овчарках алаунт и алано
 Alaunt & Alano

В Испании  существует молоссоидная  порода овчарки под названием  «Alano Español- Алано Испанская»,  используемая в собачьих боях. Испанцы считают собаку прибывшей в 5 веке вместе с кавказскими аланами. Alano Español имеет размеры чуть меньше современной кавказской овчарки,  высоту от 58 см и вес 34-40 кг.
«Бернард С. Бахрах в своей книге «История алан на Западе» пишет, что аланы, оказавшись в Западной Европе, «продолжали охотиться на оленей и волков скорее для удовольствия, чем для добычи пищи, как это было раньше. Для преследования зверя держали больших, крепких и быстрых псов. Самой прославленной из этих средневековых охотничьих собак был ныне исчезнувший АЛАН (средневеков. лат. АЛАНУС), который, согласно современным авторитетным источникам по истории собачьих пород, «происходил родом с Кавказа, откуда сопровождал свирепых, светловолосых и воинственных алан». Эта собака пользовалась огромной популярностью, как и аланская лошадь. «Позднее ей был присужден статус геральдического знака, поэтому на гербе города Алано в Испании по сей день изображены две аланские собаки» (Бахрах, с. 140).»1
Замечу, что аланские овчарки изображены не только на гербе испанского города Алано, но например аланская собака  Alaunt Boucherie изображена на гербах португальских городков Alenquer, Alenquer-TrianaAlenquer-Abrigada. В названии которых  также присутствует слово Алан в виде романизированного  Ален.
При этом считается, что современная овчарка Alano или Alano Español, одна из сохранившихся пород  из числа других различных аланских пород. Другие аланские породы овчарок, существовавшие в средневековье во Франции и Испании и впоследствии исчезнувшие, объединяют в одну группу пород под названием "Alaunt" (т.е. аланская порода собак).2
Кинологи считают, что современные европейские и американские породы овчарок, такие как antebellum bulldog, altamaha plantation dog, dogo belgrado, abraxas bulldog, американский alano, созданы  на основе средневековых аланских овчарок.
Во Франции Alaunts  по своим внешним признакам и выполняемым функциям были разделены на три основные категории. Легкий тип (Alaunt Gentil )- Алаунт Жантиль, борзая охотничья, которая в конечном итоге ассимилировалась с местными породами и преобразована в новую породу в Veantre Alaunt. Исходный тип, известный как Alaunt Boucherie имел решающее значение для развития собачьих боев, травли и приблизительно соответствовал задачам пастушьей овчарки и волкодава.3
Собаки породы Alaunt Boucherie, они же под коротким общим названием  Alaunt, кроме Испании и Франции проникли также в Англию и Италию, где использовались для управления, защиты отар овец и стад крупного рогатого скота. Из трех перечисленных видов алаунта, первые два вида растворились, третий стал основанием европейских бульдогов, некоторых из них я выше перечислил.4
Аланские кавказские овчарки стали основанием не только перинейских овчарок, но и балканских и германских. Переселение древнетюркских племен и народов на Балканы, начавшись с алан и гунну в 4 веке, продолжилось в 7 веке переселением булгар, затем в 11 веке переселением куман, а в 13 веке переселением ногайцев. Поэтому уверенно можно утверждать, что балканские овчарки  (югославская и крашская) имеют в своей основе тюркские овчарки КО и САО. Например, из всех европейских овчарок крашская овчарка наиболее близка к современной кавказской овчарке.
Хотя и в меньшей степени, но все же на образование германских овчарок также оказали влияние степные породы тюркских овчарок в первую очередь кавказская овчарка. Например, по мнению большинства немецких кинологов производителем популярного швейцарского сенбернара были азиатские пастушьи овчарки. В 1й главе приведен список европейских (в т.ч. перинейские, германские, балканские) молоссоидных овчарок зарегистрированных Международной Федерацией Кинологов- МФК (см.1 гл.).
Кроме этого, овчарки алаунт приняли участие в образовании латино-американских овчарок кубинского Dogo Cubano и бразильского Fila Brasileiro и канарской овчарки Perro de Presa Canario, переселившись туда в средние века вместе с испанцами и португальцами.
При этом очень интересно, что европейские собаководы прямо указывая, что производителем большинства современных европейских моллосоидных овчарок были азиатские аланские гуннские овчарки, не называют народа-наследника гунну и алан. Я этой книгой хочу исправить данное упущение!
В 1 и 2 главах нашей книги я особо подчеркивал мысль о том, что выращивание и содержание даже одной большой собаки, подобных КО или САО экономически очень  обременительное и затратное занятие. И потому главным условием содержания и выращивания больших собак было наличие необходимого количества животных, на которых можно было охотиться. А впоследствии, наличие избыточного количества домашних животных, которых защищала овчарка и мясом которых она питалась. Другими словами  только народ, который  вел животноводческий тип хозяйствования, в первую очередь овцеводческий,  мог себе позволить, даже точнее сказать, имел жизненную необходимость содержания больших моллосоидных собак для защиты своих стад и управления ими овчарками. Такими народами на евразийских просторах в течении тысячелетий были тюркские народы. Они же своими ордами перемешались  по всей Евразии (т.е. со своими армиями, женщинами, детьми, своими казанами, отарами и собаками и т.д.) от Великой китайской стены до древнего Рима, от сибирской Тюмени до индийского Дели.  Применимо к нашей теме, говоря об азиатских или аланских овчарках, ставших основанием современных европейских молоссоидов и др. овчарок, нужно иметь в виду, что овчарки  в Европу проникли вместе с гунно-аланами и др. тюркскими народами. Прямыми их наследником является  карачаево-балкарский народ географически расположенный между Европой и  Азией, а исторически связанный со всеми древними  евразийскими тюрками.
В следующих статье этой главы на простых примерах и ясном анализе отсечем осетинские притязания на аланскую европейскую овчарку и соответственно на аланскую историю.
Источники:
1.М. Джуртубаев, Происхождение  карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.373 (электронная версия книги)
(из Бахрах Б. С. Аланы на Западе. – М, 1993г)
2.Англоязычная версия http://en.wikipedia.org/wiki/Alano_Espa%C3%B1ol  в августе 2011.
3.http://en.wikipedia.org/wiki/Alaunt
4.http://www.thebritishalauntsociety.moonfruit.com/ 

2. Ошибки профессора А.М. Малолетко  или
об аланской карачаевской  породе собаки  "эгер"
Несколько лет назад профессор Томского государственного университета  A.M. Малолеткo, специалист по палеотопонимике опубликовал небольшую статью  "Аланы в Сибири". В своей статье А.М. Малолетко, приводя общие слова из языков сибирских тюрок и осетин в т.ч. слово «эгер - охотничья собака», а также топонимы «алан» в Сибири, делает выводы, что аланы в древности жили в Сибири. Под аланами он подразумевает  ираноязычных осетин. Кстати сказать, статью А.М. Малолетко растиражировали в интернете более 10 осетинских сайтов и форумов. Приходится опровергать выводы  А.М. Малолетко и показать несостоятельность притязаний  осетин  на аланскую (карачаевскую) историю и в т.ч. на его собаки «алаунт и алано» в Европе и «эгер» в Сибири и на Кавказе. При кажущемся отходе от «собачьей темы» краткий анализ статьи профессора А.М. Малолетко необходим, т.к. он имеет прямую связь с древними овчарками «эгер», «алаунт», «алано». Эта часть книги будет полезна не только собаководам ошибочно повторяющим, что овчарки «алаунт, алано, эгер» выращены предками осетин, но и современным профессиональным историкам, тиражирующим ложные интерпретации В.Абаева и его последователей (Малолетко и др.) об ираноязычии древних алан. Итак, А.М. Малолетко пишет (его текст выделен курсивом, свои комментарии обычным текстом):  
«В языке тувинцев, хакасов, шорцев, алтайцев имеются лексемы аланского происхождения, из которых наиболее показательны
дигорский  alacq, шорский - алтайский  алычык ("шалаш");
осетинский zonug - телеутский чанак, шорский  шанак ("сани");
осетинский игар, йегар-  кумандинский  игир, эгир, эгер ("охотничья собака") »5  
Непосвящённому читателю поясняю упоминаемые А.Малолетко тувинцы, хакасы (в т.ч. сагайцы), алтайцы (в т.ч. кумадинцы),  шорцы, карачаевцы (в т.ч. балкарцы) – являются тюркскими народами, телеуты- монгольский народ, и только современные осетины являются ираноязычным народом.
Слова сибирских тюрок, выдаваемые А. Малолетко за осетино-аланские существуют и в других  тюркских языках, например, в огузских языках «алчак - низкий»,  а в азербайджанском языке «алачыг- войлочная кибитка».  А карачаево-балкарские слова  «чана» и «эгер» звучат почти идентично словам сибирских тюрок «чанак и шанак», «эгир и эгер». В то время как  осетинские  «zonug» и «игар, йегар», только отдаленно напоминают свои исходные тюркские формы.
А.Малолетко и его 10 копирайтерам  невозможно доказать, что кавказские тюрки  карачаевцы-балкарцы и сибирские тюрки  алтайцы-кумадинцы общее для них название овчарки «эгер» заимствовали у иранцев-осетин от слово «игар, йегар». Кроме того это слово есть и у ближайших родственников тюрок, у венгров-маджар,  в виде «agar».  Наоборот видно, что приводимые А. Малолетко слова на самом деле являются  не алано-осетинскими, а алано-карачаевскими, заимствованными  самими осетинами  у своих соседей карачаевцев-балкарцев. Не только слово «эгер», но и многие  другие животноводческие и собачьи термины в языке осетин являются заимствованными из карачаево-балкарского языка. Но об этом позже.
Вернемся к статье Малолетко, он пишет:
«В фольклоре шорцев сохранились сюжеты, которые перекликаются с сюжетами осетинского нартского эпоса: богатыри, называемые аланами (алынами, алан-кижи), "молотки перекидывали через гору" Тойнаг-Айгине. Согласно шорскому фольклору, аланы одеты в железные панцири, вооружены мечами, копьями, луками. Пасут огромные табуны коней. Живут в подземных жилищах, куда ведет коридор с тремя или семью ступенями. Аланы хоронили покойников в глубоких могилах, выбитых в скалах. Рядом клали боевого коня. В языке сагайцев, выходцев из Шории сохранился термин нартпак ("богатырская сказка"), в котором усматривается осетинское (ретросп. аланское)  нарт ("богатырь") и шор. пак ("хвала, слава.»)… Остается добавить, что среди хакасов и южных алтайцев до сих пор бытует фамилия Аланов, происхождение которой, однако, нам неизвестно..»6.
А. Малолетко находит в Сибири аланские топонимы и гидронимы. Далее он пишет: Картографические материалы разных периодов также донесли до нас имя алан. На карте Г. Меркатора (1595 г.) между Уралом и Алтаем (на месте Казахского мелкосопочника) показаны "Alani Monies" ("Аланские горы")…
На карте "Хорографической чертежной книги", с. 44, составленной С. У. Ремезовым в 1697-1711 гг. и изданной в Голландии в 1958 г., имеется надпись в верховьях Енисея: "киргизы немирные, яринцы и аланы".  На листе 17 "Чертежной книги Сибири", составленной тем же картографом в 1701 г., в правобережье Верхнего Енисея показаны юрты и сделана надпись "Alan", а ниже "Аланска". На современных картах эта надпись накладывается на бассейны правых притоков Енисея - рек Хут и Сейба, между истоками р. Ус и долиной р. Сыстиг-Хем. На западе эта территория граничит с долиной р. Арадан. На современных государственных картах среднего масштаба в левобережье Енисея между pp. Джой и Уй выше Минусинска (район Саяно-Шушенской ГЭС) невысокий горный кряж подписан "хребет Алан". Этот "хребет" имеет две вершины, которые на картах более чем столетней давности названы одинаково - Брус (ср. иранские оронимы Эльбрус, Эльбурс, Альбурз). В верховьях р. Антроп (приток р. Кондома; Кемеровская область) еще в недалеком прошлом был поселок Верх-Аланск. в 8 км. южнее поселка Усть-Урез. Кстати, имя р. Урез, в устье которой находится поселок, также имеет, по нашему мнению, иранское (сарматское) происхождение....»7.
Иранисты  200 лет искали  алан среди иранцев и на иранских территориях. Не нашли. Но иранисты в т.ч. и профессор А.М. Малолетко продолжают  находить алан среди разных тюркских народов и на разных тюркских территориях, но все равно упрямо, вопреки очевидным фактам продолжают  выдавать  аланское тюркское (карачаево-балкарское) за иранское (осетинское). Прошу своего читателя  вчитаться в слова А. Малолетко  «между Уралом и Алтаем (т.е. на месте  Казахского мелкосопочника)». Это снова тюркская территория. Но аланы упрямо не появляются  на географических картах  Ирана или Афганистана, постоянно оставаясь на древнетюркских территориях.
Ко всему прочему Алтай, по общему мнению историков считается прародиной тюрок, а Сибирь родиной орхоно-енисейской древнетюркской письменности, возникшей в 6 веке. Эти территории тюрко-монгольского расселения до сего дня, перечисленные А.Малолетко сибирские народы тоже тюрки. А районом распространения  иранских народов в древности и в настоящее время является Передняя Азия, но никак не Сибирь. А. Малолетко просто игнорирует эти и другие очевидные факты и «за уши» притягивает тюркские слова заимствованные осетинами от карачайбалкар к иранским корням, а осетины радостно тиражируют его статейку. Когда же они откажутся от смешных попыток  присвоения аланской истории  и аланского имени? Ведь, снова аланы,  их топонимы, их слова упомянуты вместе с енисейскими и алтайскими тюрками (киргизами, алтайцами, шорцами,тувинцами итд) и показаны на древних тюркских территориях Верхнего Енисея и Саяна и слова выдаваемые за осетинские иранские обнаруживаются у тюрок, отдаленных друг от друга тысячами километров.  Соответственно все названия рек, гор тоже тюркские.  Лень даже  обосновывать тюркские топонимы и гидронимы, перечислять тюркские народы, проживавшие в прошлом и живущие в настоящем в Сибири и Алтае и т.д. и т.п.
Мы пойдем более коротким, но зато бесспорным и ясным путем даже для непрофессионала. Для опровержения профессора А.М. Малолетко и других иранистов претендующих на аланскую карачаево-балкарскую историю и проверки их утверждений  о якобы иранских корнях аланских собак и топонимов и т.д. обратимся к осетинским словарям.
Из описаний древних греков нам известно, что аланы были славными животноводами, одно из алано-сарматских племен Птоломеем было названо «конеедами». Да и вышеприведённые цитаты от Малолетко подтверждают  описания греков:  «Согласно шорскому фольклору, аланы… Пасут огромные табуны коней…Аланы хоронили покойников в глубоких могилах, выбитых в скалах. Рядом клали боевого коня»…Из чего следует, что аланы очень любили коней, что даже после смерти их клали рядом с покойником аланом! Но там, где огромные табуны, там обязательно огромные отары овец, как необходимый источник  питания и одежды (кожа и шерсть). Также будем иметь ввиду, что для охраны отар, табунов и управления ими аланам необходимы были большие моллосоидные собаки («эгер», «самыр). А европейские источники напрямую связывают современные европейские пастушьи, боевые и охотничьи овчарки с аланскими овчарками средневековья.
Теперь для проверки верности  статьи Малолетко, правдивости его  притязаний на аланских коней и собак посмотрим русско-осетинские словари8. Мы обнаруживаем следующие интересные факты в осетинском языке:
1. В осетинском словаре отсутствует слово «панцырь». (В карачаевском яз. «панцырь-кюбе»)
2. Овчарка обозначается объединением двух разных слов «пастух-собака т.е. фиййау куыдз».
3. Собственного  осетинского слова «волкодав» нет 
4. Волк по-осетински «бирæгъ».
( Но «бирæгъ» также как и русское «бирюк» имеет тюркский корень «БИР» т.е. «один» и заимствовано из аланского карачаевского «бирюк-биреу» , т.е. 1.Одинокий,, а второе значение 2. Кое-кто есть древнее табуированное название волка, древнетюркского тотема).
5.«Тохъыл»- (откормленный)- баран заимствован  от карачаево-балкарского «токълу» т.е. валух- баранчик 6-12 месяцев. Корень слова «токъ»- сытый, упитанный.
6. Но собственного слова «валух» в осетинском языке нет.
7. Конь и лошадь обозначаются одним словом «бæх», которое  является заимствованием от  ингушского слова «бак». (Мнение главного осетинского алановеда В.Абаева, см. ниже).
8. Мерин обозначается «аласа», заимствовано от карачаевского тюркского «алаша».
10. Распространённый цвет животных «пестрый, пегий; рябой» в осетинском языке обозначается «хъу́лон», являясь заимствованием от карачаевского «къолан-къулан» с тем же значением.
(Как же так? Сармато-аланы занимались животноводством тысячи лет. А сетины, претенденты на их историю не имеют своего отдельного  обозначения для овчарки и волкодава. Эти слова присутствуют даже в русском языке. И это при том, что до 16 века русские не были жителями степей и не занимались овцеводством. А у осетин якобы тысячелетних животноводов нет животноводческого термина – волкодав!
Как же  осетины, претендующие на имя древних животноводов  алан, не имеют в своем языке обозначения баранчика 6 -12 месяцев «валуха»?
Почему осетины, якобы аланы, карачаевским словом «тохъыл», называют барана откормленного? Каким образом осетины могут претендовать на аланскую овчарку, на аланскую историю, если аланы-сарматы  по свидетельству древнего грека Птоломея были «конеедами» и животноводами, а по сведениям профессора Малолетко сибирские аланы со своими покойниками «рядом клали коня», но  при этом у осетин нет собственных названий коня, лощади, мерина, валуха, откормленного барана, волкодава?  Не имея  собственного названия коня, лошади и мерина невозможно его почитать и тем более класть рядом с покойником! Аланы не есть осетины, аланы- есть карачаевцы-балкарцы.)
11. В дигорском осетинском языке  «самур»-соболь, «самуркуй» -ищейка (про собаку),«куй» -собака, «куйдун» -бескурдючный баран. 
По сути дигорские  «куй и куйдун» имеют один и тот же корень «куй», хотя обозначают  совершенно  два разнородных животных. При этом осетинское «куй»-  подозрительно напоминает общетюркское «кой-куй», т.е. овца. Странным образом общетюркское слово «самур-т.е. соболь» в осетинском языке превращается с прибавлением «куй-собака» в ищейку-собаку, а уже «куйдун»- означает бескурдючного барана.
11. Точно также одним  карачаевским словом «домбай-т.е. зубр» в осетинском языке  называют двух совершенно разнородных  животных льва и зубра.  
Обозначение разнородных животных  одним словом показывает, что иранцы на Кавказе появились позже тюрок, эти слова заимствованы осетинами от карачайбалкар.  Потому и путаница в значениях слов.
Невозможно  выращивать овчарку тысячелетиями, если для обозначения овчарки используются сложное обозначение из двух слов «пастух  собака»!
Невозможно быть овцеводом не имея собственного названий валуха и барана откормленного. А без овец нет смысла и невозможно содержать пастушью молоссоидную овчарку!

12. Профессор А.М. Малолетко пишет : «В языке сагайцев, выходцев из Шории сохранился термин нартпак ("богатырская сказка"), в котором усматривается осетинское (ретросп. аланское)  нарт ("богатырь") и шор. пак ("хвала, слава.»).
Но в осетинском языке из 6 слов передающих значение слова «богатырь» 4 слова являются заимствованными из тюркского языка, из русско-осетинского словаря:
1. (в эпосе) нæртон2. (силач) уæйыг, бæгъатыр, пелыуан, толппар, сиахъ.
Слова нарт, багъатыр тулпар имеются не только в карачаево-балкарском языке, но они есть и в казахском языке. Например, «Нарт»  в казахском языке имеет значение «князь, военно-начальник» («бий, басқарушы, аскербасы»)9.
А слово пелиуан заимствовано  предками карачаевцев из русского языка от слова «великан». Как же при наличии таких фактов можно «усматривать» в шорском слове «нарт пак»10 осетинское «нартон»?  
13. Почему слова «алан кижи» в языке тюрок-шорцев или «нарт» в языке  тюрок-сагайцев  должны быть заимствованы ими из языка далёких иранцев-осетин, если эти слова исконно тюркские и имеются в карачаево-балкарском языке? У осетин словосочетания «алан киши» нет вообще, а  по карачаевски  оно означает-«мужчина аланин», а «нарт» - означает  былинный богатырь. Нартов карачаевцы-балкарцы воспринимают как своих предков, например «нарт сёз»-  буквально «слово нарта», а по смыслу «мудрое слово т.е. пословица».
Вдумчивому читателю становится ясно, что вся теория ираноязычия алан стоит вверх ногами, также как и статья профессора А.М. Малолетко.
Закончим данную статью выдержкой из большого исследования  М. Джуртубаева10 «Происхождение  карачаево-балкарского и осетинского народов», Нальчик, 2010., которое обнаружил уже после завершения своей работы. Используемые М. Джуртубаевым источники под абревиатурой «ОРС и РОС» расшифрованы в сноске 5, а источник под абревиатурой «ИЭСОЯ» – означает «Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, в 4 т. М., 1958-1989». Итак, читаем внимательно,
«В 1958 г. В. И. Абаев пишет, что тюрк. аргъамакъ (от йоргъа бах - «конь-иноходец») стало означать в осетинском «породистая собака»,«борзая», потому что и собака, и конь обладают общим качеством – резвостью, «борзостью» (ИЭСОЯ, т.1, стр.66). Однако в ОРС (1970) аргъонахъ не «борзая», а «волкодав», с примечанием «порода кавказских овчарок»; термина, означающего «волкодав», в РОС нет вообще а «борзая» переведено другим тюрк. словом – егар (вошло в венг., кабард., русск., ингуш.). Но «гончая» в РОС – тоже егар (кар.-балк. эгер)Таким образом, в течении 12 лет  тюркское аргъамакъ «иноходец» превратилось в «борзую собаку», потом в «волкодава», а потом и вовсе исчезло…
Итак, все названия собачьих пород в осетинском языке – тюркские, в том числе и названия волкодавов. Но как скифы и аланы пасли бы свои стада без этих верных помощников?  Самим за отарами никаким пастухам не уследить, особенно ночью. А если волкодавы у них были, почему их иранские названия не сохранились ни у осетин, ни у тех, с кем они общались и граничили»11
 «Субстратного происхождения осетинское «баех -лошадь», ср. ингушским  «бакх -жеребенок», - пишет В. И. Абаев. Но как же так - главнейший коневодческий термин в языке потомков скифо-алан представляет собой заимствование, да еще и переосмысленное?»12
«…На самом деле это тюркизм; ср. бакъыр «блеять, ржать», байтал «кобыла», от бахтал; «къарабаир» от къара-бахир, байга  «скачки», общеизвестное аргъамакъ – из йоргъа бах букв. «иноходящий конь»); ср. также древнерусское, русское и польское бахмат «низкорослая лошадь». 13
Таким образом о какой осетинской  овчарке мы можем говорить, если само название собаки в осетинском яз. производно от тюркского названия коня-иноходца «аргъамакъ», а названия осетинского коня «баех» производно от ингушо-тюркского «бакх –жеребенок»? Как можно претендовать на овчарки «алано, алаунт и эгер», если основные  термины животноводческого хозяйствования осетины заимствовали от своих соседей  карачаевцев-балкарцев, настоящих алан?
Осетинская теория ираноязычия алан построена на вольных интерпретациях В. Миллера и В. Абаева или цитируемого выше А. Малолетко. Но объективные данные  осетинского языка, его животноводческая терминология в т.ч. собачья терминология указывают нам, что существенной  частью она является заимствованной  ими от карачайбалкар.  Таким образом, приведённый краткий анализ животноводческой и собаководческой терминологии осетинского языка  опровергает притязания осетин не только на аланские овчарки «алано», «алаунт», «эгер», но и на всю аланскую историю и аланское имя. Настоящими создателями и владельцами этих овчарок являются предки карачаевцев-балкарцев  гунну, аланы и др. древнетюркские народы Евразии.

3. Среднеазиатский алабай и европейские алано-алаунт
имеют аланский карачаевский корень
Во второй главе часто подчеркивалось  сходство кавказской, среднеазиатской, анатолийских овчарок и приводились подтверждающие цитаты с мнениями собаководов. Здесь же я хочу привести лингвистическое доказательство древней общности среднеазиатской овчарки алабая и европейских овчарок алаунт и алано. Овчарки алано и алаунт, как указано выше,  связаны с аланами, переселившимися  в 4 веке из Кавказа в Западную Европу. Однако прежде чем начать наш разговор на новую тему даю сообщения двух разных людей, отделённых большими расстояниями.
1.Информация от М. Джуртубаева. балкарского ученого-исследователя «Сведений о том, что у осетин была порода охотничьих собак, я не нашел. Зато балкарцы и карачаевцы как раз гончих псов (пятнистых, с короткой мордой) разводили; лучших - в Баксанском ущелье (потому и прекрасная местность в этом ущелье до сих пор именуется Иткъол - «собачий лог»). И назывались они къаплан эгерле - «барсовые псы» или бахсан парийле «баксанские кобели». Их содержали во дворе, прочих собак (овчарок) - только на пастушеских станах (в древней песне с одной из таких барсовых собак отправился на охоту и преследовал волшебную оленуху несчастный Бийнѐгер). Вымерли они в годы выселения карачаево-балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан (1943-1957).» 14  
2.Информация от известного казахского собаковода и фермера Данияра Даукея :  "Иное казахское название  среднеазиатской овчарки тёбе  ит (или тёбет) - алабай, алахан, алаша, аладжа, алаш, алабас  и т.д. "15
Единственная  ошибка у М.Джуртубаева тут, речь идет не о гончих псах, а о борзых или волкодавах.
Итак, «Ала» в карачаево-балкарском и др. тюркских языках  означает: 1. Пёстрый, 2. Пятнистый. 3. Светлый. Разве это не  основной окрас среднеазиатской и кавказской овчарок?  Даже далёкий от собаководства читатель убедится в этом, посмотрев многочисленные фотографии КО и САО в интернете. Обратите внимание также на множество и на синонимичность казахских  названий среднеазиатской овчарки:
«алабай» - богатый  пятнистостью-светлостью,
«алахан»- царь своей пятнистостью и светлостью,
«алаша, аладжа, алаш»- одно слово различного диалектного произношения,  означает подобный  пёстрому и пятнистому. Казахское «алаша» соответствует карачаевскому «алача-алча».
Казахское слово  «алабас» - соответсвует карачаевскому-турецкому  «алабаш» и означает пятнистая голова или голова светлого окраса.
(Напрашивается сравнение  с  названием турецкой породы  «акбаш» т.е. «белая голова». Как видно, между тюркскими овчарками, разделенными большими расстояниями, присутствуют не только физическое родство, но существуют их обозначения с одинаковыми или близкими значениями.) 
Мой читатель даже незнакомый с тюркским языком увидит, что слова алаунт, алано и алабай, алахан, алаша, аладжа, алаш имеют одинаковый корень «АЛА», значение которого я только что показал. И в этом общетюркском слове АЛА ключ к разгадке причины селекции овчарок в сторону пятнистости и светлости их окраса. 
Напрашивается вопрос, почему древние тюрки выбирали собак светлого или пятнистого окраса, почему селекция шла в этом направлении. Ведь среди современных пород полно собак черного или тёмного окраса. Например, я насчитал  из 5 пинчер-пород 4 породы черного окраса, из 3 пород шнауцеров 2 породы черного окраса, из 40 пород терьеров ок. трети черного или темного окраса, из 6 пород ретриверов 4 породы черного или темного окраса. Также черного или темно-серого окраса такса, ротвейлер, лабрадор ретривер, кокер спаниель, стаффордширский бультельер, доберман. мастино наполитано, мексиканская голая собака, скотч терьер, немецкий дог и т.д.  и т.п.
Я не собаковод, специально не подсчитывал, но навскидку можно сказать что около одной трети пород собак имеют черный окрас и оттенки черного окраса и большинство их них породы молодые, выведенные 18-19-20 веках.
Но самое интересное, самое замечательное то, что среди ближайших родственников КО и САО, входящих в один группу и в одну секцию «молоссы, горные собаки»,  около половины имеют черный окрас или его оттенки. Таковы следующие овчарки: тибетский дог, венгерская овчарка муди, португальская овчарка, итальянская кане-корсо, неополитанский мастиф, немецкий ротвейлер, немецкий ховаварт, бурят-монгольская овчарка, австралийский келли, хорватская овчарка, бернский зенненхунд, ньюфаундленд. Это значит, что и древние тюрки могли разводить овчарок черного или серого окраса. На востоке находится древнейшая бурят-монгольская и тибетская овчарки, а на западе- древняя венгерская овчарка муди. Но это древние овчарки черного окраса, а наши тюркские овчарки намного светлее и часто светло-пятнистого окраса, расположены между ними! 
Вопрос еще раз, ПОЧЕМУ соседские овчарки черного окраса, а сами кавказская и среднеазиатская овчарки светлого окраса? Ответ- потому что самую древнюю овчарку вывели предки карачаевцев-балкарцев (аланы-булгары). А предки карачаевцев-балкарцев в прошлом  называли себя аланами и продолжают также называть себя и в настоящее время, потому что у них тотемом был АЛАН, а алан есть табуированное название БАРСА.16  Алан и барс – это карачаево-балкарские названия одного животного и это животное европейцам известно под именем леопард. Самоназвание карачаевцев-балкарцев АЛАН, также образовано от слова АЛА.17 У карачаевцев-балкарцев и у азербайджанцев есть обращение друг к другу «Ала», означающее «друг, товарищ».  Поэтому аланы (карачаевцы-балкарцы) выводили своих овчарок в сторону уподобления их своим тотемам, т.е. аланам-барсам. А барсы т.е. аланы являли собой как раз светлых, пятнистых животных!  Другого более правдоподобного объяснения селекции древних овчарок КО и САО, даже анатолийских турецких овчарок в сторону пятнистости, светлости я не нахожу!
Давайте для железобетонного закрепления своего вывода к казахским определениям пятнистости снова повторю карачаевские более дифференцированные определения пятнистости овчарок, приведённые в третьей главе
Алалай- собака пятнистая,  бело-светлые пятна на грязно-желтом фоне
Алабай- собака пятнистая, белые пятна на черном  фоне
Къолан ит собака равномерно пятнистая, пестрая.
Къола-була ит или Къола-ала ит- собака пятнистая с преобладанием темного цвета.
Ала-къола ит или Ала-чола ит -  собака пятнистая с преобладанием светлого, желтого цвета.
А также добавлю, что у карачаевцев-балкарцев были сказочные сторожевые лунные овчарки  по именам Албарс и Джолбарс. В названиях, которых вторым словом присутствует БАРС. Перешло к собакам  от названий видов тигров и леопардов, исчезнувших на Северном Кавказе в средние века. Буквальное значение в карачаево-балкарском языке "Албарс- первый барс или снежный барс, "Джолбарс- путешествующий барс".  Джолбарс, древняя форма Джулбарс- вид исчезнувшего каспийского (кавказского) тигра, названного тюрками так из-за его способности за 2-3 дня проходить  300-400 километров. В некоторых тюркских языках сохраняет значение тигра. В настоящее время в русском языке  Джульбарс- популярная собачья кличка. Также уместно повторить, что самые лучшие охотничьи овчарки борзые къаспар эгер, къасапар ызчы и волкодавы къаспар парий назывались с определением къаспар. У древних карачаевцев-балкарцев «къаспар» также означает «барс, барсовый».  Смотри выше свидетельства М.Джуртубаева.
Таким образом, причину выведения САО и КО и турецких овчарок в сторону светлого и пятнистого окраса  нужно искать в уподобление овчарки древними предками карачайбалкар своему тотему – пятнистому, рыжо-светлому барсу, т.е. .ала и  алану.

4. Источники:
6.там же
7. там же
8. http://slovar.iriston.com/index.php словари на ук. сайте
Русско-Осетинский словарь (РСО) Составил В.И. Абаев. Редактор издания М.И. Исаев: Около 25000 слов. Издание второе, исправленное и дополненное. г. Москва, Изд-во «Советская энциклопедия», 1970. – 584 с. (реально 25 227 статьи)
Осетинско-русский словарь (ОРС)  под редакцией А.М.Касаева, Редактор издания Гуриев Т.А.: Около 28000 слов. 4-е издание. г.Владикавказ, Изд-во Северо-Осетинского института гуманитарных исследований, 1993. – 384 с. (реально 23 014 статей)
Дигорско-русский словарь. Составитель Таказов Ф.М., к.ф.н.: Около 30000 слов. г. Владикавказ, Издательство «Алания», 2003. – 734 с. (реально 23 111 статей)
Ирон-Уырыссаг дзырдуат
9. Қыдырбекұлы Б. Түгел сөздің түбі бір. стр.77
10. http://shoriya.ngpi.rdtc.ru/ISTSHOR_OB2.HTM
11. М. Джуртубаев, Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.372 (Поясняю :1.электронная версия книги, печатная отличается от электронной, 2.в приводимой цитате М.Джуртубаева имеются сокращённые названия осетинских словарей, которые обозначают ИЭСОЯ – это «Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, в 4 т. М., 1958-1989»,. ОРС- это  «Осетинско-русский словарь - Орджоникидзе, 1970г», а РОС- «Русско-осетинский словарь - Орджоникидзе, 1970»)
12. там же Стр.375
13. там же Стр.377
14. М. Джуртубаев, Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.373 (электронная версия книги) +
15. Данияр Даукей, собаковод, фермер его сайт http://tobet.kz/kaz/history_koordinator_kaz.html
Копирайт Вадим Кацнельсон его сайт http://coordinator-ua.org/statiya/kazahstan.html
16. Ахмад Сылпагъар «Аланхазар сыры..», Невиномысск 2010., Стр.166-169, ISBN 978-5-89571-184-2
17. М. Джуртубаев, Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов, Нальчик, 2010., СТР.46, СТР.149,СТР.321,СТР 462 («алан от ала анг – пятнистый зверь»)
18. http://coordinator-ua.org/statiya/kazahstan.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий